THE STRATEGIC ROLE OF SMALL AIRCRAFT IN THE TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM OF THE NORTHERN REGION (USING THE EXAMPLE OF THE ARKHANGELSK OBLAST AND THE NENETS AUTONOMOUS OKRUG)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The socio-economic development of the northern territories of Russia directly depends on the state of regional transport and logistics systems. It is important to note that small aircraft plays a special strategic role in the connectivity of the northern territories in conditions of limited transport accessibility and the absence of other year-round transport links. Using the example of such northern regions of Russia as the Arkhangelsk oblast and the Nenets autonomous okrug, the author gives a description of the work of air enterprises on local airlines, including the route network, the state of the fleet of ships, examines the financial indicators of regional air detachments, analyzes the dynamics of passenger traffic. According to the results of the SWOT analysis of the development of small aircraft in the Arkhangelsk oblast and the Nenets autonomous okrug, it was found that its weaknesses are: high costs of organizing transportation; lack of qualified personnel; limited possibility of updating the aircraft fleet due to sanctions restrictions; postponement of the production and commissioning of new domestic passenger aircraft. The problems of excessive requirements for air transportation and operation of landing sites, rising prices for fuels and lubricants and components, which leads to an increase in the costs of regional budgets, remain common for the northern regions. For the development of small aviation in the northern regions of Russia, the article proposes such solutions as: reducing the excise duty on aviation fuel for air enterprises engaged in socially significant transportation; approving charter flights within the territory of the subject at unregulated tariffs and other routes to generate additional income within the framework of an approved transport order.

Keywords:
North, Arctic, socio-economic development of the territory, transport, logistics, regional aviation, strategic solutions
Text

Введение

Принятие стратегических решений по развитию региональных транспортных систем Севера и Арктики должно происходить в рамках утвержденного сценария развития территорий [1; 2]. При этом стратегически важным является вопрос связности как внутри региона, так и между субъектами РФ. Проблемным вопросом связности всех северных регионов России и особенно в Ненецком автономном округе и Архангельской области является низкий уровень развития автомобильных дорог и сопутствующей инфраструктуры [3, с. 51]. Поэтому для этих территорий и их транспортно-логистической системы важное  значение имеет малая авиация.

Маршрутная сеть воздушного транспорта на территории Севера России исторически сформирована со времен Советского Союза и обеспечивает транспортную связь малых населенных пунктов с районными центрами и столицами регионов. В условиях ограниченной транспортной доступности и отсутствия иного круглогодичного транспортного сообщения малая авиация является основным способом доставки пассажиров, грузов и почты в отдаленные населенные пункты [4, с. 5]. Малые воздушные суда также активно используются для выполнения санитарных заданий в целях оказания медицинской помощи жителям отдаленных территорий. Авиапредприятия регионов активно выполняют коммерческие авиационные работы в интересах крупных компаний, осуществляющих добычу и транспортировку полезных ископаемых на Севере и в Арктике.

 

Материал и методы исследования

Информационную основу исследования составили научные работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам социально-экономического развития территорий, роли малой авиации в региональной транспортно-логистической системе,  принятию и обоснованию стратегических решений, нормативно-правовые акты и документы стратегического планирования федерального и регионального уровней. В работе использовались системный подход, методы компаративного, экономического и SWOT анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время на территории Архангельской области в гражданской авиации задействовано 2 аэродрома и 21 посадочная площадка, из которых только 7 имеют искусственные взлетно-посадочные полосы (далее – ИВПП), остальные являются грунтовыми. Маршрутная сеть местных авиалиний Архангельской области представлена на рисунке 1.

 

Рисунок  1 - Маршрутная сеть местных авиалиний Архангельской области [5]

Figure 1 - The route network of local airlines of the Arkhangelsk oblast [5]

 

На территории Ненецкого автономного округа (НАО) в гражданской авиации задействован 1 аэродром (г. Нарьян-Мар) и 35 посадочных и вертолетных площадок, из которых 3 имеют искусственное покрытие. Маршрутная сеть Ненецкого автономного округа не приводится, поскольку в соответствии решением регионального Правительства перевозки осуществляются по сложным маршрутам из г. Нарьян-Мар в отдаленные населенные пункты, так и между ними [6]. Всего по территории НАО перелеты выполняются по 13 местным маршрутам, в том числе 12 - круглогодичным (включают 21 сельский населенный пункт) и 1 - действующему в период ледохода и ледостава на р. Печоре (включает дополнительно 14 сельских населенных пунктов).

Перевозчиками на местных воздушных линиях Архангельской области и НАО являются АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» и АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд». На 2023 год субсидировалось 25 направлений маршрутной сети по Архангельской области и 7 направлений полетов в НАО. Характеристика парка воздушных судов Архангельской области и Ненецкого автономного округа дана в таблице 1.

 

Таблица 1

Краткая характеристика парка воздушных судов АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» и АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд»

Table 1

Brief description of the aircraft fleet of JSC «2nd Arkhangelsk United Aviation Squadron» and JSC «Naryan-Mar United Aviation Squadron»

АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд»

АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд»

ТИП воздушного судна

Количество

Годы выпуска

ТИП воздушного судна

Количество

Годы выпуска

L 410 UVP-E20 

3

2017-2019

-

-

-

Ан-2

5

1976-1990

Ан-2

1

1982-1987

Ан-2Т 

1

Ан-2Т 

1

Ан-2ТП 

2

Ан-2ТП 

2

Ми-8 

1

1983

Ми-8АМТ

4

1983

Ми-8МТВ-1 

3

1991-2017(1)

Ми-8МТВ-1 

9

1991-2017(1)

Ми-8Т 

5

1983-1988

Ми-8Т 

11

1983-1991

ВСЕГО

20

 

ВСЕГО

28

 

Источник: составлено автором с использованием выборки из ФГИС «Реестр эксплуатантов и воздушных судов» для сайта Росавиации

Source: compiled by the author using a sample from the FGIS "Register of Operators and Aircraft" for the Rosaviation website

 

Средний возраст парка воздушных судов Архангельской области и НАО во многом является сопоставимым, особенно в части самолетов Ан-2 различных модификаций и вертолетов Ми-8Т. На сегодняшний день замена самолету Ан-2 отсутствует. Поставка схожих воздушных судов иностранного производства вследствие санкционных ограничений фактически недоступна. В связи с этим оба авиапредприятия вынуждены использовать для выполнения перевозок более дорогие в эксплуатации вертолеты Ми-8 различных модификаций. Преимуществом АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» является наличие более комфортабельных самолетов L 410 UVP-E20 производства Уральского завода гражданской авиации. Однако, поскольку для производства этой модели используется большое количество комплектующих из недружественных стран, вопрос их дальнейшей эксплуатации пока остается открытым.

Для сравнения финансовых результатов воспользуемся отчетами по форме 67-ГА [7; 8], которые авиапредприятия АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» и АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» размешают на своих официальных сайтах с 2023 года (рисунок 2).

References

1. Tutygin A.G., Korobov V.B., Chizhova L.A. Modelirovanie scenariev razvitiya severnyh territoriy: metodologicheskiy i informacionnyy aspekty. Ekonomicheskie nauki. 2019. № 179. S. 114-122. DOI:https://doi.org/10.14451/1.179.114

2. Tutygin A.G., Chizhova L.A. Metodologicheskiy podhod k formirovaniyu investicionnyh scenariev razvitiya ekonomicheskih sistem. Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. № 10-2 (63). S. 66-69.

3. Kozhevnikov S.A., Patrakova S.S. Transportnaya svyaznost' severnyh regionov Rossii: problemy i instrumenty obespecheniya. Problemy razvitiya territorii. 2024. T. 28. № 3. S. 50-66. DOI:https://doi.org/10.15838/ptd.2024.3.131.4

4. Sobolev L.B. Bol'shaya missiya maloy aviacii. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. 2016. № 3 (450). S. 4-16.

5. Rasporyazhenie Pravitel'stva Arhangel'skoy oblasti ot 03 aprelya 2018 goda № 95-rp «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya regional'nyh aviaperevozok Arhangel'skoy oblasti do 2030 goda». URL: https://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW013&n=104233#4eYdhQUnX1aIs3f8 (data obrascheniya: 13.09.2024)

6. Prikaz departamenta stroitel'stva, zhilischno-kommunal'nogo hozyaystva, energetiki i transporta Neneckogo avtonomnogo okruga ot 30 marta 2022 goda № 6 «O marshrutnoy seti social'no znachimyh vozdushnyh perevozok Neneckogo avtonomnogo okruga URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/8301202204040009 (data obrascheniya: 13.09.2024)

7. Otchet o finansovoy deyatel'nosti AO «2-oy Arhangel'skiy ob'edinennyy aviaotryad» za 2023 god. URL: https://www.2aoao.ru/docs/share_info_form67.pdf (data obrascheniya: 15.09.2024)

8. Otchet o finansovoy deyatel'nosti AO «Nar'yan-Marskiy ob'edinennyy aviaotryad» za 2023 god. URL: https://avianao.ru/wp-content/uploads/2024/05/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0-67%D0%93%D0%90-%D0%B7%D0%B0-2023%D0%B3.pdf (data obrascheniya: 15.09.2024)

9. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii № 239 ot 7 marta 1995 goda «O merah po uporyadocheniyu gosudarstvennogo regulirovaniya cen (tarifov)». URL: http://government.ru/docs/all/14042/ (data obrascheniya: 15.09.2024)

10. Rasporyazhenie Pravitel'stva Arhangel'skoy oblasti ot 23 maya 2024 goda № 256-rp Ob utverzhdenii otcheta o realizacii v 2023 godu gosudarstvennoy programmy Arhangel'skoy oblasti «Razvitie transportnoy sistemy Arhangel'skoy oblasti». URL: https://dvinaland.ru/gov/iogv/mintrans/docList/ (data obrascheniya: 13.09.2024)

11. Otchet o hode realizacii i ocenke effektivnosti gosudarstvennoy programmy Neneckogo avtonomnogo okruga «Razvitie transportnoy sistemy Neneckogo avtonomnogo okruga» za 2023 god. URL: https://gkh.adm-nao.ru/obshaya-informaciya/tekushaya-deyatelnost/otchetnost-po-realizacii-gosudarstvennyh-programm-neneckogo-avtonomnog/ (data obrascheniya: 13.09.2024)

12. Gorshkova I.V., Klochkov V.V. Ekonomicheskiy analiz perspektiv razvitiya vozdushnogo transporta v malonaselennyh regionah Rossii. Problemy prognozirovaniya. 2011. № 6. C. 36-52.

13. Scherbanin Yu.A. Nekotorye ocenki mobil'nosti naseleniya Rossii: vozdushnyy transport. Nauchnye trudy: Institut narodnohozyaystvennogo prognozirovaniya RAN. 2015. № 13. S. 382-401.

14. V Pomor'e na 30 procentov snizyat stoimost' aviapereletov po oblasti. URL: https://rg.ru/2020/01/21/reg-szfo/v-pomore-na-30-procentov-sniziat-stoimost-aviapereletov-po-oblasti. (data obrascheniya: 15.09.2024)

15. Postavki samoleta «Baykal» sdvinut na 2026 god. URL: https://www.rbc.ru/business/05/09/2024/66d93b309a7947aed2d86b6b (data obrascheniya: 20.09.2024)

16. Transportnaya strategiya Rossiyskoy Federacii do 2030 goda s prognozom na period do 2035 goda (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 27 noyabrya 2021 g. № 3363-r) URL: http://static.government.ru/media/files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf (data obrascheniya: 20.09.2024)

17. Byulleten' Schetnoy palaty RF. Malaya aviaciya. 2023. № 11 (312). - 108 s. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/b05/585cfgmxscgtud0bkrc7r77qizivqu8k.pdf

18. Rupp K., Spanne R. How would the Norwegian Aviation Industry be affected by an Empty Seat Tax? University of Stavanger, 2018. – 168 p.

19. India: Emergence of a global leader in aviation. Knowledge report on the Indian aviation industry. PricewaterhouseCoopers. 2022. – 40 p.

20. Smirnov A., Smyaglikova E., Smolokurov E., Mazhazhikhov A. Status and Trends in Small Aviation Development using Examples from Russia and the USA // Web of Conferences. INTERAGROMASH 2022. DOI:https://doi.org/10.1051/e3sconf/202236301006.

21. Social'no-ekonomicheskoe razvitie arkticheskogo makroregiona: kompleksnyy podhod. Monografiya / L.A. Chizhova, A.G. Tutygin, A.O. Podoplekin i dr. Izd-vo OOO «KIRA». Arhangel'sk, 2022. – 292 s. ISBN: 978-5-98450-784-4


Login or Create
* Forgot password?