Россия
В статье анализируются особенности формирования развивающей образовательной среды в условиях цифровой трансформации. Важность этого процесса обуславливается рядом факторов, важнейшим из которых является стремительное развитие информационных технологий и их внедрение во все сферы жизни общества, включая образовательный процесс. Ключевую роль в этом процессе играет формирование развивающей образовательной среды, способной адаптироваться под индивидуальные особенности и потребности каждого учащегося, обеспечивая при этом его комплексное развитие и подготовку к эффективному функционированию в меняющемся мире. Рассмотрены характеристики и особенности развивающей образовательной среды. Одной из ключевых характеристик такой среды является ее ориентированность на индивидуальные потребности и интересы каждого обучающегося. Важно, чтобы в образовательной среде учитывались различные стили обучения, что позволяет каждому ребенку раскрыть свой потенциал. Показано, что развивающая образовательная среда играет ключевую роль в формировании личности и способности учащихся к адаптации и саморазвитию. Она создает условия для активного познания, стимулируя любознательность и критическое мышление. Важность такой среды заключается в её способности интегрировать теоретические знания с практическим опытом, что способствует глубокому пониманию учебного материала. Отмечено, что особенностью развивающей среды является активное вовлечение учащихся в процесс обучения. Это включает в себя разнообразные формы деятельности: игровые методики, проектные задачи и исследовательские работы, которые способствуют не только усвоению знаний, но и формированию критического мышления. В условиях развивающей образовательной среды учащиеся становятся не просто пассивными слушателями, а активными участниками процесса обучения. Кроме того, развивающая образовательная среда должна быть поддерживающей и вдохновляющей. Это означает создание атмосферы доверия, где ученики чувствуют себя комфортно, экспериментируя и ошибаясь. Взаимодействие с педагогами и сверстниками также играет важную роль, способствуя социальному и эмоциональному развитию. Результаты анализа позволили доказать, что развивающая образовательная среда является многогранной системой, направленной на всестороннее развитие личности и успешную социализацию детей. Создание такой среды требует от педагогов применения инновационных методов и подходов, направленных на вовлечение всех учеников, независимо от их уровня подготовки.
цифровая трансформация, развивающая среда, образование, информационные технологии, цифровая грамотность, цифровая экономика
1. Анникова А.С. Развивающее обучение в контексте реализации ФГОС ООО [Текст] / А.С. Анникова // Материалы научно-практической конференции молодых ученых географов, Москва, 28 марта 2019 года. — М.: Перо, 2019. С. 11–12.
2. Бурганов Т.Ю, Хайрутдинова М.Р. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова [Электронный ресурс] / Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, Россия. — URL: https://kpfu.ru/staff_files/F994895605/Burganov__Hajrutdinova.pdf
3. Гедревич Д.С. Понятие и сущность образовательной развивающей среды [Электронный ресурс]. — URL: https://goctt.grodno.by/wp-content/uploads/2022/03/ponyatie-isushchnost-razvivayushchej-sredy.pdf
4. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения [Электронный ресурс]. — URL: http://evgenysavin.ru/materialy/ped_psy/4717.ponytie.pdf
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
6. Дубровина И.В. Л.С. Выготский и современная детская практическая психология (к 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского) [Текст] / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. — 2016. — № 2. С. 3–9.
7. Ждан А.Н. Л.С. Выготский и научные школы Московского университета: единство в разнообразии [Текст] / А.Н. Ждан // Культурно-историческая психология. — 2007. № 1. — С. 29–34.
8. Иохвидов В.В. История педагогики [Текст]: учебно-методическое пособие / В.В. Иохвидов, В.Г. Веселова. — Новосибирск, 2015.
9. Иохвидов В.В. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов [Текст] / В.В. Иохвидов, В.Г. Веселова // Научные труды SWorld. 2011. — Т. 19. — № 3. — С. 69–71.
10. Котова О.А. Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС, как главный компонент образовательной среды дошкольного образовательного учреждения [Текст] / О.А. Котова // Научно-практическое обеспечение интеграции современной обучающей среды: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции, с. Солодники, 22 апреля 2016 года. Солодники: Прикаспийский научно-исследовательский институт аридного земледелия, 2016. — С. 234–237.
11. Лобачева И.С. Федеральный государственный образовательный стандарт как механизм реализации государственной образовательной политики в Российской Федерации [Текст] / И.С. Лобачева, А.И. Пьянов // Проблемы научной мысли. — 2024. — Т. 1. — № 2. — С. 120–123.
12. Лютова Н.П. Психолого-педагогический мониторинг эффективности и успешности социализации обучающихся в развивающей образовательной среде [Текст] / Н.П. Лютова, С.М. Шингаев // Человек и образование. — 2019. — № 2. — С. 48–53. — URL: https://adm.jes.su/images/companies/64/2019-2/8LyutovaNPShingaevSM. pdf?1663843023092
13. Нафикова З.Г. Развивающая предметно-пространственная среда как составная часть образовательной среды ДОО [Текст] / З.Г. Нафикова // Образование: традиции и инновации. — 2020. — № 1. — С. 3–10.
14. Непрокина И.В. Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг [Текст]: учеб. пособие / И.В. Непрокина, О.П. Болотникова, А.А. Ошкина. — Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. — 92 с.
15. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды [Текст] / Л.И. Новикова; под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика; сост. Е.И. Соколова. — М., 2009. — URL: https://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/ Книги%20в%20формате%20(pdf)/Новикова%20Л.И.%20Педагогика%20воспитания.PDF
16. Министерство просвещения РФ, Приказ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=395813&cwi=154
17. Педагогика профессионального образования: перспективы развития [Текст] / Р.А. Богданова [и др.]; gод общ. ред. С.С. Чернова; Центр развития научного сотрудничества (ЦРНС); Бекузарова Н.В., Веселова В.Г., Ермолович Е.В., Иохвидов В.В., Калеева Ж.Г., Коржачкина О.М., Левина Е.Ю., Мальцева Л.В., Пономарев Н.О., Притуло А.В., Ряузова О.Ю., Самойлов Л.П., Сидорова С.Н., Синебрюхова В.Л., Цымбалюк Е.А.: монография. — Новосибирск, 2011. Кн. 4.
18. Петров К.В. Создание развивающей среды в начальной школе как необходимое условие эффективности первых этапов развития творческого потенциала учащихся [Текст] / К.В. Петров, С.В. Бусловская // Акмеология. — 2006. № 4. — С. 86–89.
19. Петрушенко Е.А. Многообразие развивающей среды, ее функции и принципы [Текст] / Е.А. Петрушенко // Преемственность многоуровневого образования: педагогические и воспитательные технологии: материалы международной научно-методической конференции, Саратов, 10 октября 2012 года / Жулина Е.Г. (ответственный редактор). — Саратов: КУБиК, 2012. — С. 107–111.
20. Пирлик Г.П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности: учеб. пособие для магистратуры [Текст] / Г.П. Пирлик, А.М. Федосеева. — М.: Изд-во Московского пед. гос. ун-та, 2022. — 384 с. — DOI:https://doi.org/10.31862/9785426310919
21. Пичугина А.А. Характеристика педагогических условий создания развивающей среды [Текст] / А.А. Пичугина, Е.А. Денисова // Педагогический форум. — 2024. — № 1. С. 86–88.
22. Русакова Т.Г. Эстетическая развивающая среда образовательного учреждения поликультурного региона: компоненты, функции, критерии оценки [Текст] / Т.Г. Русакова, Т.А. Бреусова // Вестник ОГУ. — 2011. — № 9. — URL: http://vestnik.osu.ru/2011_9/20.pdf
23. Савина Н.Н. Цели, задачи, принципы, содержание, формы и методы обучения младших школьников английскому языку в соответствии с дидактической системой развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] / Н.Н. Савина, Е.Р. Камалетдинова // Проблемы и перспективы развития образования в России: Сборник материалов L Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск, 11–31 июля 2017 года / под общ. ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2017. С. 82–88.
24. Современные педагогические технологии: Методическое пособие для студентов специальностей «Психология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» / Сост. Ж.В. Пыжикова. — Самара: Универс-групп, 2005. 44 c.— URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Uchebnye-izdaniya/Sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-Elektronnyi-resursmetod-posobie-dlya-studentov-specialnostei-PsihologiyaSocial-pedagogika-Social-rabota-74323/1/Пыжикова%20хЖ.В.%20Совр.%20педагог.%20технологии%202005.pdf
25. Урок по ФГОС [Текст]: метод. пособие / Н.В. Грицына, Е.Б. Несвитайло. — М.: Центр развития образования, 2020. — 20 с. — URL: https://cro-gorkluch.ru/wp-content/uploads/2020/08/Урок-по-ФГОС-методическое-пособие.pdf
26. Хворова Н.А. Основные принципы предметно-развивающей среды [Текст] / Н.А. Хворова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2012. — № 2. — С. 78–80.
27. Ясвин В.А. Исследование образовательной среды в отечественной психологии [Текст] / В.А. Ясвин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2018. — С. 80–90. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-obrazovatelnoy-sredyv-otechestvennoy-psihologii-ot-metodologicheskih-diskussiy-kempiricheskim-rezultatam/viewer