ЭВОЛЮЦИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА: ОТ ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ ДО ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме изучения трансформации жизненных миров детей и молодежи с использованием эпистолярных источников периода перестройки в СССР. Актуальность статьи продиктована недостаточностью научных разработок, опирающихся на письма детей и молодежи как предмет исследования. Акцентировано внимание на рассмотрении эпистолярного жанра как атрибута повседневности советского школьника. Автор статьи анализирует детские тексты, хранящиеся в собственной коллекции, - письма ровесников из социалистических стран (ГДР, Болгарии, Польши, Румынии). Представлены социально-психологические портреты детей из разных стран, их интересы, ценности, описываемые и переживаемые события. В качестве примера детской дипломатии приведены биографии и цитаты детских писем Саманты Смит и Кати Лычевой, сыгравших значимую роль в формировании мировоззрения и ценностных ориентаций поколения перестройки.

Ключевые слова:
автобиографический метод исследования, детство, перестройка, письма, реконструкция, событие, эпистолярная активность, эпистолярный жанр, юношество
Список литературы

1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции (пер. с фр. А. Качалова). М.:ПОСТУМ, 2018. 240 с.

2. Гурьянчик В. Н. Киберпространство как агент социализации современных детей // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики. Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2023. с. 214-227.

3. Гурьянчик В. Н. Современное образование как результат глобализации // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс : сборник статей всероссийской конференции с международным участием, Ярославль, 03–04 декабря 2020 года. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. С. 282-286.

4. Елисеева Н. В. Перестройка: советский проект реформирования СССР. Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2005. № 5. С. 54-63.

5. Куц Л. Г. Клубы интернациональной дружбы как центры воспитания в опыте российской школы // Человек и образование. 2010. № 2(23). С. 58-62.

6. Лычева Катя. С миссией мира : [Рассказ сов. школьницы о поездке в 1986 г. по США] / Катя Лычева. Москва : Изд-во Агентства печати "Новости", 1987. 88 с.

7. Ляшок А. С. «Дети перестройки»: жизненные миры школьников 1980-х – 1990-х годов // Вестник Пермского университета. История. 2013. № 2(22). С.148-155.

8. Майорова-Щеглова С.Н., Митрофанова С.Ю. Раннее взросление или инфантилизация: парадокс событийности современного детства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 25–39. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.102.

9. Макеева Т. В. События в жизни ребёнка: ретроспективный анализ // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики. Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2023. С. 263-270.

10. Манучарян Л. С., Сокова Я.Д. «Детская дипломатия» как способ решения военных конфликтов // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. 2018. № 6-7(12-13). С. 81-88.

11. Мочалова Н. Ю. Мифологема «счастливого детства» в советской детской литературе // KANT: Social Sciences & Humanities. 2024. № 2(18). С. 23-28. DOIhttps://doi.org/10.24923/2305-8757.2024-18.4.

12. Мычко Е. И., Денисова Н.Ю. Становление детской публичной дипломатии в СССР и США // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 2(64). С 84-87.

13. Савенкова Е. В. Образ ребенка в российском детском кинематографе, или Что нам делать с мертвым матросом // Mixtura verborum' 2015: образы настоящего : философский ежегодник / под общ. ред. С. А. Лишаева. Самара : Самарская гуманитарная академия, 2016. С. 64-81.

14. Смит С. Путешествие в Советский Союз [пер. с англ.] / Предисл. В. Терешковой. М. : Агентство печати «Новости», 1986. 127 с.

15. Теплова Е. Визуальные образы советского детства // Этнодиалоги. 2020. № 3(61). С. 142-156. DOIhttps://doi.org/10.37492/ETNO.2020.61.3.008.

Войти или Создать
* Забыли пароль?