ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье предлагается онтологическая модель массовой коммуникации (МК), объединяющая традиционный структурно-функциональный информационный подход и метафорический метод моделирования. В исследовании обосновывается отбор архетипичных психологических структур, которые могут быть положены в основу репрезентативной коммуникативной модели. Модель устанавливает равенство значений коммуникатора и реципиента в коммуникативном процессе и обусловленную этим структурную симметрию ментального и деятельностного циклов коммуникации, в частности, уравновешивает коммуникативный эффект обязательностью коммуникативного заказа, что позволяет уточнить значение термина "свободная пресса". Модель выявляет шесть ключевых позиций для оценки объективного состоя ния системы МК в обществе. Анализ указанных позиций проводится с учетом распределения информационного потока в МК не по технологическим признакам (пресса, радио ТВ и проч.), как это делается обычно, а в соответствии с четырьмя психологическими модусами К. Юнга, что методологически предопределено онтологическим взглядом на коммуникацию.

Ключевые слова:
коммуникация, массовая коммуникация, моделирование, информационное взаимодействие, онтология, коммуникатор, реципиент, эмоция.
Текст

Статья продолжает тему, начатую в нашей предыдущей публикации [10], в которой был дан краткий анализ наиболее известных коммуникативных моделей и отмечены некоторые общие тенденции моделирования в коммуникативистике. В настоящем материале предлагается к рассмотрению онтологическая модель массовой коммуникации, построенная с помощью метафорического метода. В соответствии с целями и задачами исследования предлагаемая коммуникативная модель должна отвечать следующим критериям:

  1. быть органично вписанной в онтологическую картину мира;
  2. наглядно показывать ключевые этапы полного коммуникативного цикла (обращения знаковой информации) в обществе;
  3. соответствовать основным требованиям и условиям существования открытых систем;
  4. показывать движущие силы и механизмы обращения массовой информации в обществе (информация в онтологическом, а также в физическом смыслах понимается здесь как изменение формы движения; подробнее см. [11]);
  5. показывать критические точки в фазах коммуникативного процесса, позволяющие достоверно диагностировать состояние системы МК в обществе;
  6. иметь возможность быть развитой и углубленной во всех своих компонентах без нарушения общей целостности и единства;
  7. быть простой.

Используемый здесь метафорический метод расширен за счет включения в анализ системы МК образов донаучного мифотворчества. Пользуясь терминологией М. Элиаде [14], можно сказать, что в настоящей работе предпринята попытка исследовать научную эффективность возвращения в «рай архетипов».

Система МК исследуется с точки зрения главного вещного компонента коммуникации — информации во всех возможных ее знаковых формах. Онтологический взгляд на проблему проявляет себя в том, что коммуникация понимается здесь как взаимодействие. Соответственно, социальная коммуникация есть взаимодействие социальное. В рамках эволюционных представлений коммуникация как взаимодействие является предшественницей мышления. Отсюда следует, что общение между природой и человеком имеет безусловный приоритет перед коммуникацией социальной. Таким образом, корректное представление о структуре системы МК можно получить, только обращаясь к истокам появления коммуникации в живой природе как таковой. А это, в свою очередь, означает, что коммуникативную модель следует строить с привлечением тех архетипичных образов, которые сформировались в период освоения человеком второй сигнальной системы.

Список литературы

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2012.

2. Воронцов Ю.В. К вопросу о структуре коммуникационного потока // Предмет семиотики. Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовой информации. М., 1975.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008.

4. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004.

5. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. С. 26.

6. Мильтон Дж. Ареопагитика // История печати: антология. М., 2001.

7. Нойманн Э. Великая мать / Глубинная психология и психоанализ. М.: Добросвет, КДУ, 2012. С. 20.

8. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М., 1998.

9. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. М.: ИНФРА-М, 1997.

10. Решетников С.Н. Моделирование в коммуникативистике: общие тенденции // Современная коммуникативистика. 2013. № 3.

11. Решетников С.Н. Оппозиция движения и покоя в качестве матрицы фрактальности бытия и ее самоподобные проявления в категориальных понятиях // Сборник трудов Второй Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием «Гуманитарные технологии в современном мире», г. Калининград. М., 2013.

12. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. М.: АСТ, 2010. С. 155.

13. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004.

14. Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

15. Юнг К.Г., Франц М.-Л. фон, Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. М.: Медков С.Б., Серебряные нити, 2013.

Войти или Создать
* Забыли пароль?