Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper offers an ontological model of mass communication (MC), which unites traditional structural-functional information approach and metaphorical simulation method. The selection of archetypical psychological structures, which can be laid in the basis of a representative communicative model, is proved in this study. The model establishes the equality of communicator and recipient values in the communication process and the resulting structural symmetry of communication mental and activity cycles, in particular, balances the communicative effect by the binding force of the communicative order, that allows specify a meaning of "free press" term. The model identifies six key positions for evaluation of MC system’s objective condition in society. Analysis of these positions is carried out in accordance with information flow distribution in the MC not on technological characteristics (press, radio, TV, etc.), as it is done usually, but in accordance with K. Jung’s four psychological modes, that methodologically predetermined by ontological view on communication.

Keywords:
communication, mass communication, modeling, information interaction, ontology, communicator, recipient, emotion.
Text

Статья продолжает тему, начатую в нашей предыдущей публикации [10], в которой был дан краткий анализ наиболее известных коммуникативных моделей и отмечены некоторые общие тенденции моделирования в коммуникативистике. В настоящем материале предлагается к рассмотрению онтологическая модель массовой коммуникации, построенная с помощью метафорического метода. В соответствии с целями и задачами исследования предлагаемая коммуникативная модель должна отвечать следующим критериям:

  1. быть органично вписанной в онтологическую картину мира;
  2. наглядно показывать ключевые этапы полного коммуникативного цикла (обращения знаковой информации) в обществе;
  3. соответствовать основным требованиям и условиям существования открытых систем;
  4. показывать движущие силы и механизмы обращения массовой информации в обществе (информация в онтологическом, а также в физическом смыслах понимается здесь как изменение формы движения; подробнее см. [11]);
  5. показывать критические точки в фазах коммуникативного процесса, позволяющие достоверно диагностировать состояние системы МК в обществе;
  6. иметь возможность быть развитой и углубленной во всех своих компонентах без нарушения общей целостности и единства;
  7. быть простой.

Используемый здесь метафорический метод расширен за счет включения в анализ системы МК образов донаучного мифотворчества. Пользуясь терминологией М. Элиаде [14], можно сказать, что в настоящей работе предпринята попытка исследовать научную эффективность возвращения в «рай архетипов».

Система МК исследуется с точки зрения главного вещного компонента коммуникации — информации во всех возможных ее знаковых формах. Онтологический взгляд на проблему проявляет себя в том, что коммуникация понимается здесь как взаимодействие. Соответственно, социальная коммуникация есть взаимодействие социальное. В рамках эволюционных представлений коммуникация как взаимодействие является предшественницей мышления. Отсюда следует, что общение между природой и человеком имеет безусловный приоритет перед коммуникацией социальной. Таким образом, корректное представление о структуре системы МК можно получить, только обращаясь к истокам появления коммуникации в живой природе как таковой. А это, в свою очередь, означает, что коммуникативную модель следует строить с привлечением тех архетипичных образов, которые сформировались в период освоения человеком второй сигнальной системы.

References

1. Arnkheym R. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie. M.: Arkhitektura-S, 2012.

2. Vorontsov Yu.V. K voprosu o strukture kommunikatsionnogo potoka. Predmet semiotiki. Teoreticheskie i prakticheskie problemy vzaimodeystviya sredstv massovoy informatsii. M., 1975.

3. Il'in E.P. Emotsii i chuvstva. 2-e izd. SPb.: Piter, 2008.

4. Lakoff Dzh., Dzhonson M. Metafory, kotorymi my zhivem. M.: Editorial URSS, 2004.

5. Lotman Yu.M. Semiosfera: Kul'tura i vzryv. SPb.: Iskusstvo-SPB, 2004. S. 26.

6. Mil'ton Dzh. Areopagitika. Istoriya pechati: antologiya. M., 2001.

7. Noymann E. Velikaya mat' / Glubinnaya psikhologiya i psikhoanaliz. M.: Dobrosvet, KDU, 2012. S. 20.

8. Noymann E. Proiskhozhdenie i razvitie soznaniya. M., 1998.

9. Osnovy psikhofiziologii: Uchebnik / Otv. red. Yu.I. Aleksandrov. M.: INFRA-M, 1997.

10. Reshetnikov S.N. Modelirovanie v kommunikativistike: obshchie tendentsii. Sovremennaya kommunikativistika. 2013. № 3.

11. Reshetnikov S.N. Oppozitsiya dvizheniya i pokoya v kachestve matritsy fraktal'nosti bytiya i ee samopodobnye proyavleniya v kategorial'nykh ponyatiyakh. Sbornik trudov Vtoroy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem «Gumanitarnye tekhnologii v sovremennom mire», g. Kaliningrad. M., 2013.

12. Feyerabend P. Nauka v svobodnom obshchestve. M.: AST, 2010. S. 155.

13. Filosofiya: Entsiklopedicheskiy slovar' / Pod red. A.A. Ivina. M.: Gardariki, 2004.

14. Eliade M. Kosmos i istoriya. M., 1987.

15. Yung K.G., Frants M.-L. fon, Khenderson Dzh.L., Yakobi I., Yaffe A. Chelovek i ego simvoly. M.: Medkov S.B., Serebryanye niti, 2013.

Login or Create
* Forgot password?