Россия
Россия
Система среднего профессионального образования в России претерпевает значительные изменения, касающиеся качества подготовки грамотных специалистов, способных не только осуществлять профессиональную деятельность в современных социально-экономических условиях, но и успешно конкурировать в тех отраслях народного хозяйства, где им предстоит работать по окончании обучения. Как отмечается в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года, особое внимание уделяется развитию дуального образования и экологическому воспитанию обучающихся. В связи с этим, начиная с 2014 года, в учреждениях среднего профессионального образования страны успешно реализуется дуальное (практико-ориентированное) обучение, в рамках которого студенты овладевают базовыми теоретическими знаниями на занятиях в колледже, а практические навыки приобретают на предприятии. Цель статьи заключается в исследовании путей формирования экологической компетентности студентов в системе среднего профессионального образования. Материалы и методы исследования включают аналитический обзор научных исследований, касающихcя вопросов формирования экологической компетентности в условиях дуального обучения. Результаты исследования и их обсуждение определяются выбором подходов, технологий, методов, приемов и форм работы по формированию экологической компетентности студентов. В заключение обобщены результаты проведённого исследования.
экологическая культура, экологизация воспитания и обучения, экологическая компетентность, дуальное обучение, интегративный подход, технология кейс-стади, деловая игра, интегрированные задачи с экологическим содержанием
1. Басов В.М. Задачи по экологии и методика их решения [Текст]: [учебное пособие] / В.М. Басов. – Изд. 6-е. – М.: ЛЕНАНД, 2014. – 158 с.
2. Иоганзен Б.Г. Экология, биогеоценология и охрана природы [Текст]: (Очерки) / Б.Г. Иоганзен, И.П. Лаптев, Ю.А. Львов. – Томск: Издво Том. ун-та, 1979. – 256 с.
3. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры к профессиональному творчеству: Учеб.-метод. пособие. – Мн.: Университетское, 1989. – 125 с.
4. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, актуал. лексика / С.М. Вишнякова; М-во общ. и проф. образования РФ. Упр. сред. проф. образования, Науч.-метод. центр сред. проф. образования. – М.: Новь, 1999. 538 с.
5. Гирусов Э.В. Экология и культура / Э.В. Гирусов, И.Ю. Ширкова. – М.: Знание, 1989. – 63 с.
6. Реймерс Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы / Н.Ф. Реймерс. М.: Журн. «Россия молодая», 1994. – 364 с.
7. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология: [Учеб. пособие для вузов] / С.Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов н/Д: Феникс: АО «Книга», 1996. – 476 с.
8. Медведев В.И. Экологическое сознание: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед., психол. и экол. направлениям и специальностям / В.И. Медведев, А.А. Алдашева. – М.: Логос, 2001. – 374 с.
9. Пересунько А.Н. Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Пересунько Анастасия Николаевна; [Место защиты: Оренбург. гос. пед. ун-т]. – Оренбург, 2012. – 25 с.
10. Сейтжанова Р.А. Экологическое образование как средство формирования экологической культуры личности студентов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Алматы (Республика Казахстан), 2010. – 30 с.
11. Степанов С.А. Экологическое образование для устойчивого развития как важное направление модернизации высшей школы России: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2011. – 58 с.
12. Зимняя И.А. Общая культура и социальнопрофессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2005. – № 11. – С. 14–20.
13. CNBC. Events. Всемирный экономический форум-2024. URL: https://www.cnbcevents.com/wef2024/ (дата обращения: 05.05.2024).
14. Лебедева М.Б. Индивидуальные исследовательские проекты : технология организация деятельности 10–11 классы: учебно-методическое пособие : [16+] / М.Б. Лебедева, Е.А. Соколова. СПб.: КАРО, 2022. – 112 с.
15. Пересунько А.Н. Формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Пересунько Анастасия Николаевна; [Место защиты: Оренбург. гос. пед. ун-т]. – Оренбург, 2012. – 25 с.
16. Захаров В.М. Устойчивое развитие: экология и экономика: учеб. пособие / В.М. Захаров, И.Е. Трофимов. – М.: Московский университет им. С.Ю. Витте / Центр устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН, 2021. – 228 с.
17. Eisenmann S. (2017) German Vocational Training and Education Cooperation. Possibilities for Transferring a Successful Education and Training Principle. Berlin: Secretariat of the Standing Conference of the Ministers of Education and Cultural Affairs of the Länder in the Federal Republic of Germany (KMK). URL: https://www.kmk.org/fileadmin/Dateien/pdf/PresseUndAktuelles/2017/ (дата обращения: 25.03.2024).
18. Fachglossar – Betriebliche Ausbildung. Толковый словарь «Профессиональное обучение» DeutschRussisch. – Bonn: Bundesministeriums für Bildung und Forschung, 2012. – 60 S.
19. Solga H., Protsch P., Ebner C., Brzinsky-Fay C. (2014) The German Vocational Education and Training System: Its Institutional Configuration, Strengths, and Challenges. Berlin: Wissenschaftszentrum Berlin für Sozialforschung gGmbH. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/TheGerman-vocational-education-and-training-ItsSolga-Protsch/bf14f1befdaf0c4d7b8ce077f34d1e5779f07358 (дата обращения: 25.03.2024).
20. Дуальная система профессионального образования в Германии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И.Лобачевского. Сер. Социальные науки. № 4 (32). С. 95–99. URL: http://www.unn.ru/pages/e–library/vestnik_soc/18115942_2013__4(32)_unicode/15.pdf (дата обращения: 25.03.2024).
21. Solga H., Protsch P., Ebner C., Brzinsky-Fay C. (2014) The German Vocational Education and Training System: Its Institutional Configuration, Strengths, and Challenges. Berlin: Wissenschaftszentrum Berlin für Sozialforschung gGmbH. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/TheGerman-vocational-education-and-training-ItsSolga-Protsch/bf14f1befdaf0c4d7b8ce077f34d1e5779f07358 (дата обращения: 25.03.2024).
22. Приложение № 2. Перечень специальностей среднего профессионального образования к Приказу Минпросвещения России от 20 января 2021 г. № 15. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70558310/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/ (дата обращения: 25.03.2024).
23. Развитие экологической культуры через интеграцию естественно-научных дисциплин. Коллективная монография / Под общей редакцией к.б.н. Л.В. Губановой – М.: Мир науки, 2023. – Сетевое издание. – Режим доступа: https://izdmn.com/PDF/35MNNPM23.pdf – Загл. с экрана. URL: https://izd–mn.com/PDF/35MNNPM23.pdf (дата обращения: 25.03.2024).
24. Экологические сказки России. Сборник/ Авт.сост: Чмир Р.А., Козинцева О.В. Тарасова С.В., Завязкина Е.А. Мичуринск: БИС, 2022. – 23 с.
25. Роговая О.Г. Интегрированные задачи с экологическим содержанием в эколого-педагогическом образовании студентов// Известия российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Т. 7, № 17, 2006. С. 171–178.
26. Роговая О.Г. Интегрированные задачи с экологическим содержанием в эколого-педагогическом образовании студентов// Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Том. 7, № 17, 2006. С. 171–178.
27. Вернадский В.И. Биосфера. М.: Мысль, 1967. 376 с.
28. Составление и решение экологических задач: метод. материалы / [сост. Е. В. Шаматульская]. Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2015. – 52 с.
29. STEAM-технология в профильном образовании // Сб. материалов конференции. – Калининград: КНВМУ, 2022. – 100 с.
30. Демидова Н.Н., Кротова Е.А. Технология кейсстади в изучении и решении экологических проблем // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. С. 43–46.
31. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры к профессиональному творчеству: Учеб.-метод. пособие. – Мн.: Университетское, 1989. – 125 с.