Воронеж, Воронежская область, Россия
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
Санкционное давление после начала специальной военной операции повлияло на экономическую ситуацию РФ в целом и на бизнес в частности и вызвало нестабильность на внутреннем и внешнем рынке. Нарастающие санкций западных и других стран направлены на ухудшение стабильности экономику Россий в целом и всех образующих её элементов от крупного до среднего и малого бизнеса. Малые и средние предприятия (МСП) являются самыми уязвимыми в непростых экономических условиях и нуждаются не только во внешней поддержке, но и в правильной оценке внутренних факторов их деятельности в эффективном подходе управления финансами (доходами и расходами). Неблагоприятные внешние факторы повлияли на процессы формирования механизмов усовершенствования внутренних организационных структур, действующих моделей учёта расходов малых предприятий и в целом на изменения стратегии развития малого бизнеса в сложившихся экономических и политических условиях. Несомненно, что в непростых экономических реалиях хозяйствующие субъекты формируют инструментарий, направленный на обеспечения роста доходов и снижения расходов предприятия. Финансовый результат коммерческого предприятия напрямую связана с механизмом формирования бюджета доходов и расходов его деятельности. Планирование, контроль сформированного механизма бюджета доходов и расходов является важнейшей задачей финансовой деятельности любого предприятия. Бюджетирование доходов и расходов предприятия положительно влияет на прогноз и контроль его расходов и обуславливает положительный роста доходов. Процесс формирования механизма эффективного бюджета доходов и расходов предприятия возможен с использованием современных методик анализа, учёта, контроля доходов и расходов малого предприятия, с применением новейших информационных платформ и технологий планирования, обоснованных индикаторов механизма оценки финансового состояния с целью оптимизации расходов и роста доходов предприятия. В статье рассмотрены подходы к формированию механизм планирования бюджета доходов и расходов малого предприятия и сформирован индикатор финансовой прочности хозяйствующего субъекта на основе данных бухгалтерского и управленческого учёта. Выводы, полученные автором в ходе изложенных материалов в публикации, основаны на экономических методах сравнения и сопоставления плановых и фактических финансовых показателей хозяйствующего субъекта. Автором предложены основные элементы механизма планирования бюджета доходов и расходов малого предприятия. На основе предложенных индикаторов рассчитывается конечное сальдо доходов и расходов на определённую дату, в план бюджета включён расчёт индикатора оценки финансовой прочности малого предприятия, позволяющей дать оценку финансовой деятельности на настоящей момент и сделать прогноз на будущее время. Использования предложенного плана бюджета доходов и расходов для малых форм бизнеса в практической деятельности будет способствовать улучшению финансового планирования, прогнозирования прибыли и принятию оперативных управленческих решений.
малые предприятия, бюджет, доходы, расходы, планирование, контроль, анализ, механизм
Введение
Несмотря на сложные воздействия внешней среды в целом по России и в частности по Воронежской области, наблюдается положительная динамику устойчивого роста малого бизнеса (в 2023 г. МСП Воронежского региона увеличились в численности на 3% и насчитывает на начало 2024 г. более 86 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства). Увеличение малых предприятий Воронежской области говорит об росте предпринимательской активности, в 2023 г. численность работников МСП составила 397 тыс. человек, что составляет более трети от всего занятого населения Воронежской области.
Значительную роль в развитие и поддержку малых предпринимательских структур вносит реализация в жизнь национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», в который входят четыре платформы-поддержка самозанятых, предакселерационная платформа, акселерация субъектов МСП, цифровая платформа малого и среднего предпринимательства. Воронежская область через созданные автономные некоммерческие организации «Центр поддержки предпринимательства Воронежской области», АНО «Центр «микрокредитная компания «Фонд развития предпринимательства Воронежской области», центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Воронежской области осуществляет в рамках национального проекта информационные, консультационные, инновационные услуги и финансовую поддержки малому и среднему предпринимательству региона. Так в 2023г. 14813 малым и средним предприятиям Воронежской области оказана финансовая поддержка в размере 9456,6 млн. р. Субсидированная и гранатовая поддержка МСП Воронежского региона будет способствовать увлечению выручки более чем на 3 млрд. рублей в ближайшей перспективе.
Все перечисленные выше инструментарии поддержки МСП Воронежского региона оказывают положительное влияние на их рост и устойчивое развитие. Однако, следует отметить важными факторами финансовой стабильности малого и среднего бизнеса остаётся внутренние причины, сила воздействия которых оказывает существенное влияние на их развитие. Внутренние факторы воздействия на деятельность малых хозяйствующих субъектов включают в себя кадровую и инновационную составляющую деятельности, производственный и организационный потенциал малых предприятий.
Финансовые ресурсы малого бизнеса -это наиболее важный и существенный элемент их стабильной деятельности, обеспечивающий их дальнейшее развития, получение положительного финансового результата. Для определения финансового результата деятельности коммерческого предприятия необходимо иметь сформированные доходы и расходы в его деятельности за анализируемый период времени. Нормативное законодательство в сфере бухгалтерского учёта в части доходов и расходов базируется на существующих стандартов ведения российских учёта – положений по «Доходах организации» (ПБУ 9/99 от 06.05.1999 с изм. и дополнениями) и «Расходов организации» (ПБУ 10/99 от 06.05.1999 с изм. и дополнениями). Рассматривая категорию «доходов» хозяйствующего субъекта необходимо понимания условий и характера получения доходов, а также направлений их вовлечения в различные виды деятельности предприятия. Исходя из такого подхода, законодатель разделяет полученные доходы на доходы от обычных видов деятельности- это продажа товаров, работ и услуг (ТРУ) и прочие доходы – другие доходы, отличные от продажи ТРУ. Состав прочих доходов поименован в ПБУ 9/99 [1]. Понятие «расходы» организации определены в ПБУ 10/99 и рассматриваются с точки зрения уменьшения экономических выгод хозяйствующего субъекта [2]. Данное уменьшение формируется за счёт выбытия любого актива предприятия - имущества, денежных средств, материальных запасов и т.д. или формирования обязательств предприятия, которые влекут за собой уменьшение капитала.
В хозяйственной деятельности предприятия могут формироваться выбытия активов, которые не являются его расходами, согласно утверждённого в ПБУ 10/99 перечня таких расходов. Формирование (накопление) расходов организации происходит по определёнными правилам с учётом особенностей отраслевой деятельности хозяйствующего субъекта. Механизм формирования групп расходов содержит в себе функцию контроля для правильности формирования таких групп. Существуют группы расходов, которые присуще всем хозяйствующим субъектам. К ним относятся – себестоимость реализованных ТРУ, административные расходы, маркетинговые и расходы на инвестиционную деятельность и другие. Однако, существуют расходы, отражающие специфику деятельности предприятия.
Так в торговле - это расходы, связанные с движением товара, в сельскохозяйственных предприятиях с содержанием хозяйственных процессов- посев, полив, обработка, уборка урожая и т.д., в мебельном производстве- в зависимости от метода учёта затрат (позаказный, попередельный, котловой). Простой (котловой) метод формирует расходы без учёта незавершённого производства. Как правило такие предприятия выпускают однородную продукцию. При применении позаказного метода расходы формируются в разрезе каждого заказа. Расходы при попередельному методу (попроцессный метод) формируются на каждой последовательной стадии обработки сырья, т.е. по переделам. Приведённые аргументы говорят о том, что процесс формирования бюджета доходов и расходов предприятия является актуальным и необходимом в финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, напрямую влияющего на формирование прибыли (убытка) деятельности предприятия-финансового результата.
Вопросами понятия бюджета, его формирования, подходов контроля данного процесса занимались зарубежные и российские учёные, которые в своих работах представляли различные мнения по бюджетированию. Определение термина бюджет Т.П. Карпова трактует следующем образом - «бюджет» и «бюджетирование» трактует следующим образом: «Бюджет – количественное выражение плана, средство контроля за его выполнением и метод регулирования…. Бюджетирование как метод управления за свой цикл выполняет функции планирования деятельности предприятия в целом и по его подразделениям…» [8]. В своей работе «Бюджетирование доходов и расходов в системе управленческого учета в страховых организациях» автор Гусев А.Ю. трактует понятие «бюджета» в следующем определении «бюджет - это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину доходов, которая должна быть достигнута, и (или) расходов, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения цели. Как видно из этого определения, бюджет - это финансовый инструмент, отражающий серию планируемых событий и разработку прогноза будущих финансовых операций» [3]. З.И. Кругляк приходит к мнению, что «бюджетирование начинается с организационных мероприятий, завершается контрольными функциями и разработкой новых целевых ориентиров. Бюджет – это документ, отражающий, с одной стороны, плановые и фактические показатели деятельности центра ответственности, сегмента бизнеса и организации в целом, а с дрогой стороны – формирующий новые горизонты планирования в системе обратной связи» [4]. А. А. Гаспарян в своих исследованиях делает вывод о том, что «бюджет – план развития организации, характеризующий распределение доходов и расходов организации. Бюджетирование – процесс составления плана развития организации.
Главной целью бюджетирования является организация и регулирование деятельности предприятия, способствующей получить больший объем прибыли. Сущность бюджетного метода состоит в эффективном планировании деятельности организации, т. е. четком разграничении доли доходов и расходов организации. Эффективность финансового планирования состоит в правильной оценке доходов и расходов» [5]. В статье «Роль и развитие бюджетирования для принятия управленческих решений: отечественный и зарубежный опыт» автор В.Т. Сырадоева определяет, что «основная функция управления – это бюджетирование, при этом одной из главных функций бюджетирования является прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов и затрат предприятия), что и представляет особую ценность для принятия управленческих решений» [7].Различные подходы и определения, которые раскрывают сущность понятия «бюджета» и «бюджетирования» не меняет их экономического содержания и являются основой составления бюджета планирования доходов и расходов предприятия, оказывающего существенное влияние на финансовый результат.
Для эффективного управления бизнесом предприятия необходим процесс финансового бюджетирования, включающего в себя планирование, координации денежных ресурсов. При разработке системы бюджетирования необходимо изучить существующие бизнес-процессы на предприятии, плюсы и минусы внутреннего управленческого учёта, маркетинговую составляющую (рынки, конкуренты) оценка трудовых ресурсов и кадрового потенциала, производства и его возможностей, документооборота для бюджетирования, бюджетные регламенты, систему контроля. Система бюджетирования предприятия включает в себя вспомогательные бюджеты- бюджет продаж и производства, расходов на материалы, бюджет накладных расходов и бюджет производственной себестоимости продукции, бюджет баланса и движения денежных ресурсов. Рассмотрим один из основных бюджетов предприятия- бюджет доходов и расходов, в основе которого положен подход планируемой выручки от продаж, которую получит предприятия, исходя из планируемой к реализации продукции. Расходы так же имеют свои ограничения. Планируемые расходы должны иметь непосредственное отношение к планируемому объёму производимой продукции.
Следовательно, разработка механизма планирования бюджета доходов и расходов является важной задачей в системе бюджетирования предприятия. Предлагаемый механизм планирования доходов и расходов предприятия должен отражать отраслевую деятельность предприятия и включать в себя контроль исполнения бюджета доходов и расходов, анализ исполнения плановых и фактических показателей доходов и расходов и корректировку бюджета с целью роста доходов и снижения расходов малого предприятия, получения положительного финансового результата деятельности.
1. Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета 9/99 «Доходы организации» от 06.05.1999г.№ 32н (в ред. от 27.11.2020г.). - Текст: электронный //СПС «Гарант». –URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 02.11.2023 ).
2. Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета 10/99 «Расходы организации» от 31.05.1999г.№ 1790 (в ред. от 06.04.2015 №33 н). - Текст: электронный //СПС «Гарант». –URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 02.11.2023 ).
3. Гусев А.Ю., Бюджетирование доходов и расходов в системе управленческого учета в страховых организациях file:///C:/Users/SibiryatkinaIV/Downloads/byudzhetirovanie-dohodov-i-rashodov-v-sisteme-upravlencheskogo-ucheta-v-strahovyh-organizatsiyah.pdf киберленина
4. З.И. Кругляк, А.Ф. Кузина, Е.А. Буряк, Л.А. Антонян Бюджетирование доходов и расходов в системе управленческого учета продаж коммерческой организации file:///C:/Users/SibiryatkinaIV/Downloads/byudzhetirovanie-dohodov-i-rashodov-v-sisteme-upravlencheskogo-ucheta-prodazh-kommercheskoy-organizatsii.pdf
5. Гаспарян Ани Аршаковна, Лугиня Юлия Анатольевна Технология бюджетирования. Организация контроля над исполнением бюджета. file:///C:/Users/SibiryatkinaIV/Downloads/tehnologiya-byudzhetirovaniya-organizatsiya-kontrolya-nad-ispolneniem-b
6. Соколов, Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: учеб. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. – 638с.
7. В.Т. Сырадоева, «Роль и Развитие бюджетирования для принятия управленческих решений: отечественный и зарубежный опыт.» file:///C:/Users/SibiryatkinaIV/Downloads/rol-i-razvitie-byudzhetirovaniya-dlya-prinyatiya-upravlencheskih-resheniy-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt.pdf
8. Карпова Т.П. Управленческий учет: учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 350 с.