Abstract and keywords
Abstract (English):
The sanctions pressure after the start of the special military operation affected the economic situation of the Russian Federation as a whole and business in particular and caused instability in the domestic and foreign markets. The growing sanctions of Western and other countries are aimed at worsening the stability of the Russian economy as a whole and all its constituent elements from large to medium and small businesses. Small and medium enterprises (SMEs) are the most vulnerable in difficult economic conditions and need not only external support, but also a correct assessment of the internal factors of their activities in an effective approach to financial management (income and expenses). Unfavorable external factors influenced the processes of forming mechanisms for improving internal organizational structures, current models of accounting for the expenses of small enterprises and, in general, changes in the strategy for the development of small businesses in the current economic and political conditions. Undoubtedly, in difficult economic realities, business entities are forming a toolkit aimed at ensuring income growth and reducing enterprise expenses. The financial result of a commercial enterprise is directly related to the mechanism for forming the budget of income and expenses of its activities. Planning and control of the formed mechanism of the income and expense budget is the most important task of the financial activity of any enterprise. Budgeting of income and expenses of the enterprise has a positive effect on the forecast and control of its expenses and determines positive income growth. The process of forming a mechanism of an effective budget of income and expenses of the enterprise is possible with the use of modern methods of analysis, accounting, control of income and expenses of a small enterprise, with the use of the latest information platforms and planning technologies, reasonable indicators of the mechanism for assessing the financial condition in order to optimize expenses and grow the enterprise's income. The article considers approaches to the formation of a mechanism for planning the budget of income and expenses of a small enterprise and an indicator of the financial strength of an economic entity is formed on the basis of accounting and management accounting data. The conclusions obtained by the author in the course of the materials presented in the publication are based on economic methods of comparison and contrast of planned and actual financial indicators of an economic entity. The author proposes the main elements of the mechanism for planning the budget of income and expenses of a small enterprise. Based on the proposed indicators, the final balance of income and expenses is calculated on a certain date; the budget plan includes the calculation of the indicator for assessing the financial strength of a small enterprise, which allows assessing financial activity at the present moment and making a forecast for the future. Using the proposed plan of the budget of income and expenses for small businesses in practical activities will contribute to improving financial planning, profit forecasting and making operational management decisions.

Keywords:
small businesses, budget, income, expenses, planning, control, analysis, mechanism
Text

Введение

Несмотря на сложные воздействия внешней среды в целом по России и в частности по Воронежской области, наблюдается положительная динамику устойчивого роста малого бизнеса (в 2023 г. МСП Воронежского региона увеличились в численности на 3% и насчитывает на начало 2024 г. более 86 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства). Увеличение  малых предприятий  Воронежской области говорит об росте предпринимательской активности, в 2023 г. численность работников МСП составила 397 тыс. человек, что составляет более трети от всего занятого населения Воронежской области.

Значительную роль в развитие и поддержку малых предпринимательских структур вносит реализация в жизнь национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», в который входят четыре платформы-поддержка самозанятых, предакселерационная платформа, акселерация субъектов МСП, цифровая платформа малого и среднего предпринимательства. Воронежская область через созданные автономные некоммерческие организации «Центр поддержки предпринимательства Воронежской области», АНО «Центр «микрокредитная компания «Фонд развития предпринимательства Воронежской области», центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Воронежской области осуществляет в рамках национального проекта информационные, консультационные, инновационные услуги и финансовую поддержки  малому и среднему предпринимательству региона. Так в 2023г. 14813 малым и средним предприятиям Воронежской области оказана финансовая поддержка в размере 9456,6 млн. р. Субсидированная и гранатовая поддержка МСП Воронежского региона будет способствовать увлечению выручки более чем на 3 млрд. рублей в ближайшей перспективе.

Все перечисленные выше инструментарии поддержки МСП Воронежского региона оказывают положительное влияние на их рост и устойчивое развитие. Однако, следует отметить важными факторами финансовой стабильности малого и среднего бизнеса остаётся внутренние причины, сила воздействия которых оказывает существенное влияние на их развитие. Внутренние факторы воздействия на деятельность малых хозяйствующих субъектов включают в себя кадровую и инновационную составляющую деятельности, производственный и организационный потенциал малых предприятий.

Финансовые ресурсы малого бизнеса -это наиболее важный и существенный элемент их стабильной деятельности, обеспечивающий их дальнейшее развития, получение положительного финансового результата. Для определения финансового результата деятельности коммерческого предприятия необходимо иметь сформированные доходы и расходы в его деятельности за анализируемый период времени. Нормативное законодательство в сфере бухгалтерского учёта в части доходов и расходов базируется на существующих стандартов ведения российских учёта – положений по «Доходах организации» (ПБУ 9/99 от 06.05.1999 с изм. и дополнениями) и «Расходов организации» (ПБУ 10/99 от 06.05.1999 с изм. и дополнениями). Рассматривая категорию «доходов» хозяйствующего субъекта необходимо понимания условий и характера получения доходов, а также направлений их вовлечения в различные виды деятельности предприятия. Исходя из такого подхода, законодатель разделяет полученные доходы на доходы от обычных видов деятельности- это продажа товаров, работ и услуг (ТРУ) и прочие доходы – другие доходы, отличные от продажи ТРУ. Состав прочих доходов поименован в ПБУ 9/99 [1]. Понятие «расходы» организации определены в ПБУ 10/99 и рассматриваются с точки зрения уменьшения экономических выгод хозяйствующего субъекта [2]. Данное уменьшение формируется за счёт выбытия любого актива предприятия - имущества, денежных средств, материальных запасов и т.д. или формирования обязательств предприятия, которые влекут за собой уменьшение капитала.

В хозяйственной деятельности предприятия могут формироваться выбытия активов, которые не являются его расходами, согласно утверждённого в ПБУ 10/99 перечня таких расходов. Формирование (накопление) расходов организации происходит по определёнными правилам с учётом особенностей отраслевой деятельности хозяйствующего субъекта. Механизм формирования групп расходов содержит в себе функцию контроля для правильности формирования таких групп. Существуют группы расходов, которые присуще всем хозяйствующим субъектам. К ним относятся – себестоимость реализованных ТРУ, административные расходы, маркетинговые и расходы на инвестиционную деятельность и другие. Однако, существуют расходы, отражающие специфику деятельности предприятия.

Так в торговле - это расходы, связанные с движением товара, в сельскохозяйственных предприятиях с содержанием хозяйственных процессов- посев, полив, обработка, уборка урожая и т.д., в мебельном производстве- в зависимости от метода учёта затрат (позаказный, попередельный, котловой). Простой (котловой) метод формирует расходы без учёта незавершённого производства. Как правило такие предприятия выпускают однородную продукцию. При применении позаказного метода расходы формируются в разрезе каждого заказа. Расходы при попередельному методу (попроцессный метод) формируются на каждой последовательной стадии обработки сырья, т.е. по переделам. Приведённые аргументы говорят о том, что процесс формирования бюджета доходов и расходов предприятия является актуальным и необходимом в финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, напрямую влияющего на формирование прибыли (убытка) деятельности предприятия-финансового результата. 

Вопросами понятия бюджета, его формирования, подходов контроля данного процесса занимались зарубежные и российские учёные, которые в своих работах представляли различные мнения по бюджетированию. Определение термина бюджет Т.П. Карпова трактует следующем образом - «бюджет» и «бюджетирование» трактует следующим образом: «Бюджет – количественное выражение плана, средство контроля за его выполнением и метод регулирования…. Бюджетирование как метод управления за свой цикл выполняет функции планирования деятельности предприятия в целом и по его подразделениям…» [8]. В своей работе «Бюджетирование доходов и расходов в системе управленческого учета в страховых организациях» автор Гусев А.Ю. трактует понятие «бюджета» в следующем определении «бюджет - это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину доходов, которая должна быть достигнута, и (или) расходов, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения цели. Как видно из этого определения, бюджет - это финансовый инструмент, отражающий серию планируемых событий и разработку прогноза будущих финансовых операций» [3]. З.И. Кругляк приходит к мнению, что «бюджетирование начинается с организационных мероприятий, завершается контрольными функциями и разработкой новых целевых ориентиров. Бюджет – это документ, отражающий, с одной стороны, плановые и фактические показатели деятельности центра ответственности, сегмента бизнеса и организации в целом, а с дрогой стороны – формирующий новые горизонты планирования в системе обратной связи» [4]. А. А. Гаспарян в своих исследованиях делает вывод о том, что «бюджет – план развития организации, характеризующий распределение доходов и расходов организации. Бюджетирование – процесс составления плана развития организации.

Главной целью бюджетирования является организация и регулирование деятельности предприятия, способствующей получить больший объем прибыли. Сущность бюджетного метода состоит в эффективном планировании деятельности организации, т. е. четком разграничении доли доходов и расходов организации. Эффективность финансового планирования состоит в правильной оценке доходов и расходов» [5]. В статье «Роль и развитие бюджетирования для принятия управленческих решений: отечественный и зарубежный опыт» автор В.Т. Сырадоева определяет, что «основная функция управления – это бюджетирование, при этом одной из главных функций бюджетирования является прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов и затрат предприятия), что и представляет особую ценность для принятия управленческих решений» [7].Различные подходы и определения, которые раскрывают сущность понятия «бюджета» и «бюджетирования» не меняет их экономического содержания и являются основой составления бюджета планирования доходов и расходов предприятия, оказывающего существенное влияние на финансовый результат.

Для эффективного управления бизнесом предприятия необходим процесс финансового бюджетирования, включающего в себя планирование, координации денежных ресурсов. При разработке системы бюджетирования необходимо изучить существующие бизнес-процессы на предприятии, плюсы и минусы внутреннего управленческого учёта, маркетинговую составляющую (рынки, конкуренты) оценка трудовых ресурсов и кадрового потенциала, производства и его возможностей, документооборота для бюджетирования, бюджетные регламенты, систему контроля. Система бюджетирования предприятия включает в себя вспомогательные бюджеты-  бюджет продаж и производства, расходов на материалы, бюджет накладных расходов и бюджет производственной себестоимости продукции, бюджет баланса и движения денежных ресурсов. Рассмотрим один из основных бюджетов предприятия- бюджет доходов и расходов, в основе которого положен подход планируемой выручки от продаж, которую получит предприятия, исходя из планируемой к реализации продукции. Расходы так же имеют свои ограничения. Планируемые расходы должны иметь непосредственное отношение к планируемому объёму производимой продукции.

Следовательно, разработка механизма планирования бюджета доходов и расходов является важной задачей в системе бюджетирования предприятия. Предлагаемый механизм планирования доходов и расходов предприятия   должен отражать отраслевую деятельность предприятия и включать в себя контроль исполнения бюджета доходов и расходов, анализ исполнения плановых и фактических показателей доходов и расходов и корректировку бюджета с целью роста доходов и снижения расходов малого предприятия, получения положительного финансового результата деятельности.

References

1. Ob utverzhdenii polozheniya po vedeniyu buhgalterskogo ucheta 9/99 «Dohody organizacii» ot 06.05.1999g.№ 32n (v red. ot 27.11.2020g.). - Tekst: elektronnyy //SPS «Garant». –URL: http://ivo.garant.ru (data obrascheniya: 02.11.2023 ).

2. Ob utverzhdenii polozheniya po vedeniyu buhgalterskogo ucheta 10/99 «Rashody organizacii» ot 31.05.1999g.№ 1790 (v red. ot 06.04.2015 №33 n). - Tekst: elektronnyy //SPS «Garant». –URL: http://ivo.garant.ru (data obrascheniya: 02.11.2023 ).

3. Gusev A.Yu., Byudzhetirovanie dohodov i rashodov v sisteme upravlencheskogo ucheta v strahovyh organizaciyah file:///C:/Users/SibiryatkinaIV/Downloads/byudzhetirovanie-dohodov-i-rashodov-v-sisteme-upravlencheskogo-ucheta-v-strahovyh-organizatsiyah.pdf kiberlenina

4. Z.I. Kruglyak, A.F. Kuzina, E.A. Buryak, L.A. Antonyan Byudzhetirovanie dohodov i rashodov v sisteme upravlencheskogo ucheta prodazh kommercheskoy organizacii file:///C:/Users/SibiryatkinaIV/Downloads/byudzhetirovanie-dohodov-i-rashodov-v-sisteme-upravlencheskogo-ucheta-prodazh-kommercheskoy-organizatsii.pdf

5. Gasparyan Ani Arshakovna, Luginya Yuliya Anatol'evna Tehnologiya byudzhetirovaniya. Organizaciya kontrolya nad ispolneniem byudzheta. file:///C:/Users/SibiryatkinaIV/Downloads/tehnologiya-byudzhetirovaniya-organizatsiya-kontrolya-nad-ispolneniem-b

6. Sokolov, Ya.V. Buhgalterskiy uchet: ot istokov do nashih dney: ucheb. posobie dlya vuzov. – M.: Audit, YuNITI, 1996. – 638s.

7. V.T. Syradoeva, «Rol' i Razvitie byudzhetirovaniya dlya prinyatiya upravlencheskih resheniy: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt.» file:///C:/Users/SibiryatkinaIV/Downloads/rol-i-razvitie-byudzhetirovaniya-dlya-prinyatiya-upravlencheskih-resheniy-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt.pdf

8. Karpova T.P. Upravlencheskiy uchet: uchebnik dlya vuzov. – M.: Audit, YuNITI, 1998. – 350 s.


Login or Create
* Forgot password?