ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА (УЧЕТ БАЗОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Анализ инвестиционного развития предоставляет важные данные для формирования эффективной государственной политики и принятия управленческих решений. Это помогает оптимизировать использование государственных ресурсов, создавать благоприятные условия для инвесторов и развивать партнёрские отношения между государственным и частным секторами. В условиях быстроменяющейся мировой экономики, где инновации и технологические достижения играют всё большую роль, изучение инвестиционного развития регионов приобретает особую актуальность. Это не только способствует экономическому процветанию, но и помогает создавать условия для всестороннего социального прогресса и устойчивого развития. Цель исследования- дать оценку инвестиционной привлекательности субъектов Приволжского Федерального округа по ключевым показателям социально-экономического развития. Проведенные расчеты показывают, что комплексный показатель инвестиционной привлекательности регионов наиболее высокий в Республике Татарстан - 0,4, наименьший – Республики Марий Эл и Удмуртия. Оценка инвестиционной привлекательности Приволжского федерального округа показала, что регион обладает значительным потенциалом для привлечения инвестиций. Это связано с его стратегическим расположением, развитой промышленной базой, богатым человеческим капиталом и активной государственной поддержкой. В то же время, для дальнейшего повышения привлекательности необходимо учитывать опыт как лидирующих, так и эффективно развивающихся регионов, улучшать инфраструктуру, поддерживать инновационные проекты и развивать ключевые отрасли экономики.

Ключевые слова:
инвестиционная привлекательность, Приволжский федеральный округ, индикаторы
Текст

Введение

Глобализация, технологические вызовы и децентрализация государственного управления значимо увеличили роль отдельных национальных регионов. Эти регионы обрели новые качества, такие как: 1) статус субъектов, самостоятельно определяющих свои стратегии развития; 2) усиление конкуренции за лидерство в социально-экономическом развитии благодаря эффективному привлечению и использованию различных видов капитала, включая инвестиционный.

Рост конкурентоспособности регионов требует ясного определения государственных приоритетов в инвестиционной политике регионального развития. Это включает улучшение инвестиционного климата, выявление перспективных секторов экономики, а также согласование интересов государства, регионов, финансовых институтов и хозяйствующих субъектов относительно направлений и методов преобразования инвестиционных ресурсов. [1-5].

Изучение регионального экономического развития и оценка инвестиционной привлекательности территорий стали широко распространенной практикой на международном уровне. В различных странах мира проводятся исследования, посвященные экономическому развитию отдельных регионов. Например, в Соединенных Штатах регулярно публикуются индексы, которые отражают рейтинги штатов по различным критериям и тенденциям, включая политические, экономические и экологические аспекты [6]. Различные консалтинговые компании и экономические издания систематически собирают информацию о национальных и региональных инвестиционных комплексах из открытых источников и публикуют рейтинги инвестиционной привлекательности регионов. Эти рейтинги регулярно обновляются такими агентствами, как Standard & Poor's, Moody's Investors Service, Fitch, IBCA и другими.

Повышая свою инвестиционную привлекательность, регионы и страны способствуют улучшению конкурентоспособности компаний, устойчивому экономическому развитию, привлечению знаний, технологий и инноваций, созданию инфраструктуры, а также появлению сопутствующих и сервисных предприятий [7]. Положительное влияние прямых иностранных инвестиций обосновывает важность грамотного формирования инвестиционной привлекательности страны на национальном стратегическом уровне и правильного прогнозирования поступающих инвестиций. Регионы, которые способны поддерживать и моделировать будущие прямые инвестиции, могут более точно планировать свои бюджеты, формировать стратегические пути развития, а также диверсифицировать и более эффективно управлять рисками и неблагоприятными последствиями, связанными с выводом инвестиций.

В условиях санкций для российских регионов особенно актуальна оценка инвестиционной привлекательности. Введение международных санкций оказало значительное влияние на экономику страны, что требует от регионов поиска новых источников инвестиций и стратегий развития. Оценка инвестиционной привлекательности позволяет определить сильные и слабые стороны региона, а также найти наиболее перспективные направления для привлечения капитала.

Во-первых, в условиях ограниченного доступа к международным рынкам капитала, российские регионы вынуждены активнее привлекать внутренние ресурсы. Это включает в себя улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий для бизнеса и формирование привлекательных предложений для инвесторов. Оценка инвестиционной привлекательности помогает регионам выявить и устранить препятствия, которые могут отпугнуть потенциальных инвесторов, такие как бюрократические барьеры, недостаточная инфраструктура или высокий уровень коррупции.

Во-вторых, в условиях санкций значительно возрастает роль государственно-частного партнерства (ГЧП) и сотрудничества с отечественными финансовыми институтами. Регионы должны активно работать над созданием условий для ГЧП, что может включать предоставление налоговых льгот, субсидий и других форм поддержки. Оценка инвестиционной привлекательности позволяет регионам определить, какие отрасли и проекты могут быть наиболее интересны для ГЧП и где можно ожидать наибольшего экономического эффекта.

В-третьих, оценка инвестиционной привлекательности регионов способствует развитию экспортного потенциала. В условиях санкций многие российские регионы ищут возможности для выхода на новые зарубежные рынки и диверсификации экспорта. Определение инвестиционной привлекательности региона помогает выявить конкурентные преимущества в производстве и экспорте продукции, что, в свою очередь, может привлечь инвестиции в экспортно-ориентированные отрасли [8,9].

Кроме того, оценка инвестиционной привлекательности позволяет регионам эффективнее конкурировать за ограниченные федеральные ресурсы и государственные инвестиции. Регионы с высоким рейтингом инвестиционной привлекательности имеют больше шансов получить поддержку на уровне государства, что способствует реализации крупных инфраструктурных и социальных проектов. Таким образом, в условиях санкций для российских регионов оценка инвестиционной привлекательности становится ключевым инструментом для адаптации к новым экономическим реалиям, поиска и привлечения инвестиций, а также для обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

Список литературы

1. Арсланова Х Д., Арсланов Ш.Д. Современные взгляды и понимание инвестиционного развития регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2022. – № 11(145). – С. 66-72. DOIhttps://doi.org/10.26726/1812-7096-2022-11-66-72.

2. Погребная Н. В., Волобуева Т.Е., Сирота В.С. Формирование экономических и инвестиционных механизмов устойчивого развития агрохозяйств Этманова региона / // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 46(5). – С. 258-262. DOIhttps://doi.org/10.24412/2304-6139-2021-5-258-262.

3. Рожкова Д.В., Нифонтов И.В. Роль государственных инвестиционных стратегий в развитии инвестиционного климата региона (на материалах Алтайского края) // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. – 2020. – № 18. – С. 90-93.

4. Картаев Ф.С., Полунин К.Е.Влияет ли рейтинг инвестиционного климата на экономическое развитие региона?//Вопросы экономики. – 2019. – № 5. – С. 90-102. DOIhttps://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-5-90-102.

5. Хоменко В. В. Источники финансирования инвестиционных проектов как инструмент развития региона // Проблемы современной экономики. – 2019. – № 1(69). – С. 153-155.

6. Тонышева Л.Л., Кузнецова Н.Л., Аверина Е.В. Инвестиционное развитие муниципальных образований региона с учетом их типологии: концептуально-методический аспект // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Т. 12, № 7. – С. 2063-2078. DOIhttps://doi.org/10.18334/epp.12.7.114926. J.

7. Baranwal G. Links between foreign direct investment and human capital formation: evidence from the manufacturing sector in India. Journal of International Trade & Economic Development. 2019; 28(2): 137-160. doi:https://doi.org/10.1080/09638 199.2018.1508304.

8. Beenstock M., Felsenstein D., Rubin Z. Does foreign direct investment polarize regional earnings? Some evidence from Israel. Letters in Spatial and Resource Sciences. 2017; 10(3): 385-409. doi:https://doi.org/10.1007/s12076-017-0192-z.

9. Li C.C., Tanna S. The impact of foreign direct investment on productivity: New evidence for developing countries. Econ. Model, 2019; 80: 453–466.

10. Yakovenko N.V., Ten R. V., Komov I.V. Sustainability assessment of social and economic development of municipalities in the Voronezh region. Sustainability, 2021; 13(19). DOIhttps://doi.org/10.3390/su131911116.

11. Yakovenko N.V., Semenova L.V., Nikolskaya E. Y. et al. Innovative Development of Russian Regions: Assessment and Dynamics in the Context of Sustainable Development. Sustainability, 2024; 16(3):1271. DOIhttps://doi.org/10.3390/su16031271.


Войти или Создать
* Забыли пароль?