INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION (TAKING INTO ACCOUNT BASIC INDICATORS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The analysis of investment development provides important data for the formation of effective public policy and management decision-making. This helps to optimize the use of public resources, create favorable conditions for investors and develop public-private partnerships. In a rapidly changing world economy, where innovations and technological advances play an increasingly important role, the study of regional investment development is of particular relevance. This not only contributes to economic prosperity, but also helps to create the conditions for inclusive social progress and sustainable development. The purpose of the study is to assess the investment attractiveness of the subjects of the Volga Federal District according to the key indicators of social and economic development. The calculations show that the comprehensive index of investment attractiveness of regions is the highest in the Republic of Tatarstan - 0.4, the lowest in the Republics of Mari El and Udmurtia. The assessment of the investment attractiveness of the Volga Federal District has shown that the region has significant potential for attracting investment. This is due to its strategic location, developed industrial base, rich human capital and active government support. At the same time, to further increase attractiveness, it is necessary to take into account the experience of both leading and effectively developing regions, improve infrastructure, support innovative projects and develop key sectors of the economy.

Keywords:
investment attractiveness, Volga Federal District, indicators
Text

Введение

Глобализация, технологические вызовы и децентрализация государственного управления значимо увеличили роль отдельных национальных регионов. Эти регионы обрели новые качества, такие как: 1) статус субъектов, самостоятельно определяющих свои стратегии развития; 2) усиление конкуренции за лидерство в социально-экономическом развитии благодаря эффективному привлечению и использованию различных видов капитала, включая инвестиционный.

Рост конкурентоспособности регионов требует ясного определения государственных приоритетов в инвестиционной политике регионального развития. Это включает улучшение инвестиционного климата, выявление перспективных секторов экономики, а также согласование интересов государства, регионов, финансовых институтов и хозяйствующих субъектов относительно направлений и методов преобразования инвестиционных ресурсов. [1-5].

Изучение регионального экономического развития и оценка инвестиционной привлекательности территорий стали широко распространенной практикой на международном уровне. В различных странах мира проводятся исследования, посвященные экономическому развитию отдельных регионов. Например, в Соединенных Штатах регулярно публикуются индексы, которые отражают рейтинги штатов по различным критериям и тенденциям, включая политические, экономические и экологические аспекты [6]. Различные консалтинговые компании и экономические издания систематически собирают информацию о национальных и региональных инвестиционных комплексах из открытых источников и публикуют рейтинги инвестиционной привлекательности регионов. Эти рейтинги регулярно обновляются такими агентствами, как Standard & Poor's, Moody's Investors Service, Fitch, IBCA и другими.

Повышая свою инвестиционную привлекательность, регионы и страны способствуют улучшению конкурентоспособности компаний, устойчивому экономическому развитию, привлечению знаний, технологий и инноваций, созданию инфраструктуры, а также появлению сопутствующих и сервисных предприятий [7]. Положительное влияние прямых иностранных инвестиций обосновывает важность грамотного формирования инвестиционной привлекательности страны на национальном стратегическом уровне и правильного прогнозирования поступающих инвестиций. Регионы, которые способны поддерживать и моделировать будущие прямые инвестиции, могут более точно планировать свои бюджеты, формировать стратегические пути развития, а также диверсифицировать и более эффективно управлять рисками и неблагоприятными последствиями, связанными с выводом инвестиций.

В условиях санкций для российских регионов особенно актуальна оценка инвестиционной привлекательности. Введение международных санкций оказало значительное влияние на экономику страны, что требует от регионов поиска новых источников инвестиций и стратегий развития. Оценка инвестиционной привлекательности позволяет определить сильные и слабые стороны региона, а также найти наиболее перспективные направления для привлечения капитала.

Во-первых, в условиях ограниченного доступа к международным рынкам капитала, российские регионы вынуждены активнее привлекать внутренние ресурсы. Это включает в себя улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий для бизнеса и формирование привлекательных предложений для инвесторов. Оценка инвестиционной привлекательности помогает регионам выявить и устранить препятствия, которые могут отпугнуть потенциальных инвесторов, такие как бюрократические барьеры, недостаточная инфраструктура или высокий уровень коррупции.

Во-вторых, в условиях санкций значительно возрастает роль государственно-частного партнерства (ГЧП) и сотрудничества с отечественными финансовыми институтами. Регионы должны активно работать над созданием условий для ГЧП, что может включать предоставление налоговых льгот, субсидий и других форм поддержки. Оценка инвестиционной привлекательности позволяет регионам определить, какие отрасли и проекты могут быть наиболее интересны для ГЧП и где можно ожидать наибольшего экономического эффекта.

В-третьих, оценка инвестиционной привлекательности регионов способствует развитию экспортного потенциала. В условиях санкций многие российские регионы ищут возможности для выхода на новые зарубежные рынки и диверсификации экспорта. Определение инвестиционной привлекательности региона помогает выявить конкурентные преимущества в производстве и экспорте продукции, что, в свою очередь, может привлечь инвестиции в экспортно-ориентированные отрасли [8,9].

Кроме того, оценка инвестиционной привлекательности позволяет регионам эффективнее конкурировать за ограниченные федеральные ресурсы и государственные инвестиции. Регионы с высоким рейтингом инвестиционной привлекательности имеют больше шансов получить поддержку на уровне государства, что способствует реализации крупных инфраструктурных и социальных проектов. Таким образом, в условиях санкций для российских регионов оценка инвестиционной привлекательности становится ключевым инструментом для адаптации к новым экономическим реалиям, поиска и привлечения инвестиций, а также для обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

References

1. Arslanova H D., Arslanov Sh.D. Sovremennye vzglyady i ponimanie investicionnogo razvitiya regionov // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. – 2022. – № 11(145). – S. 66-72. DOIhttps://doi.org/10.26726/1812-7096-2022-11-66-72.

2. Pogrebnaya N. V., Volobueva T.E., Sirota V.S. Formirovanie ekonomicheskih i investicionnyh mehanizmov ustoychivogo razvitiya agrohozyaystv Etmanova regiona / // Vestnik Akademii znaniy. – 2021. – № 46(5). – S. 258-262. DOIhttps://doi.org/10.24412/2304-6139-2021-5-258-262.

3. Rozhkova D.V., Nifontov I.V. Rol' gosudarstvennyh investicionnyh strategiy v razvitii investicionnogo klimata regiona (na materialah Altayskogo kraya) // Altayskiy vestnik gosudarstvennoy i municipal'noy sluzhby. – 2020. – № 18. – S. 90-93.

4. Kartaev F.S., Polunin K.E.Vliyaet li reyting investicionnogo klimata na ekonomicheskoe razvitie regiona?//Voprosy ekonomiki. – 2019. – № 5. – S. 90-102. DOIhttps://doi.org/10.32609/0042-8736-2019-5-90-102.

5. Homenko V. V. Istochniki finansirovaniya investicionnyh proektov kak instrument razvitiya regiona // Problemy sovremennoy ekonomiki. – 2019. – № 1(69). – S. 153-155.

6. Tonysheva L.L., Kuznecova N.L., Averina E.V. Investicionnoe razvitie municipal'nyh obrazovaniy regiona s uchetom ih tipologii: konceptual'no-metodicheskiy aspekt // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. – 2022. – T. 12, № 7. – S. 2063-2078. DOIhttps://doi.org/10.18334/epp.12.7.114926. J.

7. Baranwal G. Links between foreign direct investment and human capital formation: evidence from the manufacturing sector in India. Journal of International Trade & Economic Development. 2019; 28(2): 137-160. doi:https://doi.org/10.1080/09638 199.2018.1508304.

8. Beenstock M., Felsenstein D., Rubin Z. Does foreign direct investment polarize regional earnings? Some evidence from Israel. Letters in Spatial and Resource Sciences. 2017; 10(3): 385-409. doi:https://doi.org/10.1007/s12076-017-0192-z.

9. Li C.C., Tanna S. The impact of foreign direct investment on productivity: New evidence for developing countries. Econ. Model, 2019; 80: 453–466.

10. Yakovenko N.V., Ten R. V., Komov I.V. Sustainability assessment of social and economic development of municipalities in the Voronezh region. Sustainability, 2021; 13(19). DOIhttps://doi.org/10.3390/su131911116.

11. Yakovenko N.V., Semenova L.V., Nikolskaya E. Y. et al. Innovative Development of Russian Regions: Assessment and Dynamics in the Context of Sustainable Development. Sustainability, 2024; 16(3):1271. DOIhttps://doi.org/10.3390/su16031271.


Login or Create
* Forgot password?