Россия
В статье анализируются институциональные и коммуникативно-прагматические параметры туристического дискурса. Выделены подвиды туристического дискурса, дающие возможность определить принадлежность текстов сферы туризма к определенной группе. Цель работы заключается в определении и характеристике туристического дискурса, выявлении его подвидов. Задачи исследования связаны с характеристикой институциональных параметров подвидов туристического дискурса и описанием коммуникативно-прагматических черт и языковых особенностей текстов, относящихся к разным подвидам туристического дискурса. Методы исследования, использованные в работе: общенаучные, социолингвистические, собственно лингвистические методы. Материалом исследования послужили 300 текстов/дискурсов туристической тематики, разделенные на подвиды. Результаты исследования позволяют говорить о выделении туристического дискурса как сложного вида институционального дискурса, включающего несколько подвидов, об уточнении самой дефиниции «туристический дискурс» и описании его подвидов по коммуникативно-прагматическим характеристикам.
туристический дискурс, подвиды туристического дискурса, текст/дискурс, туристический медиадискурс, рекламно-туристический дискурс, профессиональный туристический дискурс
1. Бормотова О.А. Терминологические особенности современного туристского дискурса [Текст] / О.А. Бормотова, Г.А. Шор // Формирование профессиональной компетентности обучающихся: Материалы V Всероссийской научнопрактической конференции, Екатеринбург, 05–06 апреля 2017 года. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. лесотехнического ун-та, 2017. — С. 40–43.
2. Бугаева И.В. Травелог в рекламном дискурсе: трансформация жанра [Текст] / И.В. Бугаева // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Лингвистика и педагогика». — 2019. — Т. 9. — № 1. — С. 37–42.
3. Воробьева О.И. Текст туристской дестинации как особый вид медийного дискурса [Текст] / О.И. Воробьева // Век информации. — 2016. — № 2. — С. 77–79.
4. Говорунова Л.Ю. Речевой жанр «интернет-отзыв туриста» в русской и итальянской лингвокультурах [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. — Волгоград, 2014. — 221 с.
5. Гончаренко А.Б. Медиатекст как инструмент PR в туризме [Текст] / А.Б. Гончаренко // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. — 2014. — № 12. — С. 104–111.
6. Гончарова Л.М. Рекламная коммуникация сферы туризма [Текст]: монография / Л.М. Гончарова. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 158 с.
7. Карасик В.И. Дискурсология как направление коммуникативной лингвистики [Текст] / В.И. Карасик // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2016. — № 1. — С. 17–34.
8. Кислицына Н.Н. О некоторых аспектах изучения туристического дискурса [Текст] / Н.Н. Кислицына, А.Н. Рак // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. — 2016. № 2-1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryhaspektah-izucheniya-turisticheskogo-diskursa (дата обращения: 03.09.2024).
9. Михайлова Л.М. Основы туристического дискурса в современном английском языке [Текст] / Л.М. Михайлова // Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — № 2. С. 618–620..
10. Погодаева С.А. Языковые средства аргументации во французском туристическом дискурсе [Текст]: дис… канд. филол. наук; 10.02.05 / С.А. Погодаева. — Иркутск, 2008. 234 с.
11. Полонский А.В. Травелог и его место в современной журналистике [Текст] / А.В. Полонский // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». — 2015. — № 1. — С. 207–215.
12. Романова Л.А. Туристический дискурс как самостоятельный тип дискурса [Текст] / Л.А. Романова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XLII Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 февраля 2021 года. — Пенза: Наука и просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. — С. 150–152.
13. Сабер Айман И.Э.С. Туристический дискурс как особый подвид рекламного дискурса [Текст] / И.Э.С. Сабер Айман // Языковые единицы в свете современных научных парадигм: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 15-летию кафедры лингводидактики и переводоведения ИГСН, Уфа, 16 мая 2024 года. — Уфа: Изд-во Уфимского ун-та науки и технологий, 2024. — С. 206–212.
14. Сакаева Л.Р. Понятия «туризм» и «туристский дискурс» в современной научной парадигме [Текст] / Л.Р. Сакаева, Л.В. Базарова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. — № 6. — Ч. 1. — С. 159–161.
15. Салимзанова Д.А. Туристический дискурс и дискурс травелога: разграничение понятий [Текст] / Д.А. Салимзанова // Глобальный научный потенциал. — 2024. — № 2. С. 208–211.
16. Слезко Ю.В. Методика формирования стратегий овладения профессиональным дискурсом сферы туризма (английский язык, неязыковой вуз): специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю.В. Слезко. — Улан-Удэ, 2014. — 26 с.
17. Тюленева Н.А. Лингвокогнитивные стратегии позиционирования и продвижения туристических услуг в российской и англо-американской рекламе [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук / Н.А. Тюленева. — Екатеринбург, 2008. — 19 с.
18. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 23.03.2024) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/bb9e97f ad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c (дата обращения:26.08.2024).
19. Филатова Н.В. Дискурс сферы туризма в прагматическом и лингвистическом аспектах [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Н.В. Филатова. — М., 2014. — 179 с.
20. Ян Цань. Сервисная русскоязычная коммуникация как тип институционального дискурса: коммуникативно-прагматические характеристики [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 5.9.5 / Ян Цань. — М., 2023. — 185 с.