Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 659.4 Служба внешней информации и рекламы. Паблик Рилейшнз (П.Р.)
Введение. В настоящее время большую актуальность приобретает целенаправленно построенная имиджевая коммуникация, в том числе в промышленной сфере, и профессионально подобранные коммуникационные инструменты. От этого зависит имидж и репутация компании, лояльность стейкхолдеров, развитие бренда и финансовое благополучие. Цель статьи – проанализировать инструменты имиджевой коммуникации российских промышленных предприятий и определить их эффективность в современное время. Методология и методы. Теоретико-методологической базой исследования явились три подхода на общенаучном, конкретно-научном и методико-технологическом уровнях: деятельностный, маркетинговый и коммуникативный. Методы исследования: аналитический обзор литературных источников, изучение ранее проведенных исследований, ретроспективный анализ, сравнительный анализ имиджевой практики промышленных предприятий, коммуникационный аудит, беседа с сотрудниками отдела корпоративных коммуникаций, контент-анализ, синтез и обобщение. Результаты. Уточнено понятие и процесс имиджевой коммуникации на современном этапе развития российских промышленных брендов. Проанализированы внутренние и внешние коммуникации группы «Газпром энергохолдинг индустриальные активы», выявлена система эффективных инструментов коммуникационной деятельности. Научная новизна заключается в определении эффектов новых инструментов коммуникационного воздействия в российских промышленных предприятиях. Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть применены промышленными предприятиями для развития каналов и инструментов имиджевых коммуникаций.
имиджевая коммуникация, коммуникационная деятельность, инструменты имиджевой коммуникации, имидж, репутация
1. Ананьева К.И., Носуленко В.Н., Самойленко Е.С., Харитонов А.Н. Когнитивно-коммуникативная парадигма Б.Ф. Ломова: современное состояние и перспективы [Электронный ресурс] // Психологический журнал. — 2017. Т. 38. — № 6, — С. 17–29. — URL: https://lib.ipran.ru/upload/papers/30455104.pdf (дата обращения: 28.08.2024).
2. Гавра Д.П. Категория имиджа в современной коммуникативистике [Текст] / Д.П. Гавра // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2013. — Т. 16. — № 4. С. 29–43.
3. Гавра Д.П. Понятие и характеристики коммуникационной стратегии [Текст] / Д.П. Гавра // Российская школа связей с общественностью. — 2019. — № 15. — C. 65–78.
4. Кормишина Г.М. Критерии и показатели эффективности имиджевых коммуникаций библиотек [Текст] / Г.М. Кормишина // Публичная библиотека как институт социальной интеграции населения региона: коллектив. моногр. / А.Р. Абдулхакова [и др.]; Казан. гос. ун-т культуры и искусств. — Казань, 2011. — С. 18–44.
5. Кошлякова М.О. Коммуникативный имидж [Текст] / М.О. Кошлякова // НИР. Современная коммуникативистика. — 2013. — Т. 1. — № 1. — С. 48–52.
6. Кошлякова М.О. Роль контекста в имиджевой коммуникации [Электронный ресурс] // НИР. Современная коммуникативистика. — 2017. — № 2. — С. 59–63. — DOI:https://doi.org/10.12737/24878 URL: https://naukaru.ru/upload/f9c79fc3294eae5f36c7499ef8f3a242/files/a8a41eee45d026ec75e4019 ead23a240.pdf (дата обращения: 23.05.2024).
7. Кузнецова Е.А. Некоторые теоретические основания описания имиджевой коммуникации [Электронный ресурс] // PR в изменяющемся мире: сб. ст. / под ред. М.В. Гундарина, Ю.В. Явинской. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. Вып. 6. — С. 29–32. — URL: https://www.asu.ru/files/ documents/00003414.pdf (дата обращения: 01.06.2024).
8. Ломов Б.Ф. Психологическая регуляция деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов. — М.: Изд-во ИП РАН, 2006. — 622 с.
9. Официальный сайт ООО «Газпром энергохолдинг индустриальные активы» [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.gehia.ru (дата обращения: 01.06.2024).
10. Самсонкин Н.В., Фролова Н.М. Роль имиджевых коммуникаций в продвижении территории [Электронный ресурс]. URL: https://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2024/03/7. samsonkin-frolova_statya.pdf (дата обращения: 12.06.2024).
11. Семенова Л.М. Имиджменеджмент и репутационный менеджмент [Текст] / Л.М. Семенова // Коммуникационные технологии XXI века. К десятилетию кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью СПбГЭУ: коллективная монография / под ред. проф. А.Д. Кривоносова. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. — С. 37–46.
12. Семенова Л.М. Социально ответственные коммуникации:генезис и эволюция [Текст] / Л.М. Семенова // НИР. Современная коммуникативистика. — 2024. — № 2. С. 60–66. — DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2024-13-2-60-66
13. Серостанова О.Б. Символический обмен как основа имиджевой коммуникации сетевого поколения [Электронный ресурс] // Дискурсология и медиакритика современных средств массовой информации: сб. тр. междунар. научнопракт. конф. 2–4 окт. 2019 г. / НИУ «БелГУ»; науч. ред. А.В. Полонский, С.В. Ушакова, С.М. Нарожняя. — Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2019. — С. 372–378. — URL: https://journ.bsu. edu.ru/files/discourse2019.pdf#page=372 (дата обращения: 21.04.2024)
14. Спичева Д.И. Графический дизайн как фактор эффективности современных имиджевых технологий // ConnectUniversum — 2014: сб. материалов V Междунар. научнопракт. интернет-конф. — Томск: Изд-во ТГУ, 2015. С. 212–216.
15. Спичева Д.И., Кужелева-Саган И.П. Имидж как инструмент управления сознанием и поведением «поколения Y» [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 363. — С. 64–67. — URL: http://journals.tsu.ru/uploads/import/876/files/363-064.pdf (дата обращения: 21.04.2021).
16. Спичева Д.И. Имиджевая коммуникация в культуре виртуальной реальности [Электронный ресурс] // Воздушный замок: междунар. журн. по теории архитектуры. — 2014. № 32. — С. 91–101. URL: https://cloud-cuckoo.net/fileadmin/ issues_ru/issue_32/article_spicheva.pdf (дата обращения:13.09.2024).
17. Спичева Д.И. Роль имиджевой коммуникации в интернетпространстве [Текст] / Д.И. Спичева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. — № 11. — Ч. 1. — С. 164–167.
18. Фатыхова Д.Р. Имидж женщины-политического лидера: региональный аспект [Текст] / Д.Р. Фатыхова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2011. — № 3. — С. 11–18.
19. Цветкова Е.А., Коровина Е.В. Имиджевая коммуникация как стратегическая задача PR [Электронный ресурс] // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2012. — № 2. — С. 36–46. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/imidzhevaya-kommunikatsiya-kak-strategicheskayazadacha-pr (дата обращения: 11.06.2024).
20. Чалдини Р. Психология влияния [Текст] / H. Чалдини. СПб.: Питер, 2024. — 304 с.
21. Шеремет М.Р. Формирование внешней и внутренней коммуникационной стратегии предприятия [Текст] / М.Р. Шеремет // Мировая наука. — 2020. — № 10. — C. 94–97.
22. Bilali R. Assessing the Internal Validity of Image Theory in the Context of Turkey-U.S. Relations // Political Psychology. 2010, no. 31 (2), pp. 275–303.
23. Cialdini R.B. Full Cycle Social Psychology, Applied Social Psychology Annual, vol. 1, ed. L. Beckman. Beverly Hills, Calif. 2009, p. 279.