Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В условиях нового государственного запроса на подготовку в российской высшей школе иностранных специалистов различных профилей актуализируется задача оптимизации существующей образовательной парадигмы в области обучения русскому языку как иностранному в специальных целях, важнейшим звеном которой оказывается методологическая установка на формирование у обучающихся (иностранных студентов / слушателей вузов РФ) способности к преодолению идеологического порога в профессиональной межнациональной (межкультурной) коммуникации. Анализ исследовательской и методической литературы дает основание утверждать, что российская лингводидактика готова к обеспечению конвергентности педагогического процесса, при которой формальное языковое обучение, профессиональная подготовка и воспитание в русле российской ценностной культуры могут быть представлены синкретически в рамках проблемно ориентированного и/или интерактивного подходов в одном (едином) средстве обучения учебнике/учебном пособии/учебном курсе/УМК. В качестве одной из возможных стратегий комплексного решения проблемы соответствия учебных ресурсов новейшим социальным вызовам обосновывается потенциал нового метода создания средств обучения — метода казуального иллюстрированного нарратива (КИН), обеспечивающего синергетическое предъявление языка и культуры делового (профессионального) общения в рамках сценарной формы и определяющего тем самым возможность построения модели пространственно-временного континуума профессиональной коммуникации. Подтверждением успешности и практической значимости предлагаемой стратегии — метода КИН — служит разработанный в 2024 г. онлайн-курс «Русский для жизни и работы» для трудящихся мигрантов из стран СНГ (СПбГУ, узбекская национальная версия), по результатам апробации которого правительством РФ в адрес ряда российских вузов было дано поручение создания дополнительных национальных версий.
социокоммуникативная профессиональная компетенция, проблемно ориентированная образовательная среда, интерактивные методы обучения, профессиональная коммуникация, метод казуального иллюстрированного нарратива (КИН), пространственно-временной континуум коммуникации
1. Асмоловская М.В. Интерактивные технологии развития мотивации к изучению иностранного языка у студентов непрофильных направлений подготовки [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / М.В. Асмоловская. — Казань, 2020. — 307 с.
2. Балакина К.Д. Ролевые игры как ключевая технология развития навыков говорения у студентов вне языковой среды [Текст] / К.Д. Балакина // Русистика. — 2020. Т. 18. — № 4. — С. 439–453.
3. Батраева О.М. Профессиональный аспект подготовки иностранных студентов технического вуза: место интерактивных методов в языке специальности (из опыта работы) [Текст] / О.М. Батраева // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 11. — С. 7–14.
4. Боженкова Н.А. Современная лингвоаксиология VS методика преподавания РКИ: точки сопряжения и практика реализации [Текст] / Н.А. Боженкова, Т.И. Сёмке // Русский язык за рубежом. — 2023. — № 2. — С. 58–66.
5. Боженкова Н.А. Концепция воспитывающего обучения русскому языку как иностранному в современных социальных условиях: традиционность или трансформация? [Текст] / Н.А. Боженкова, Т.И. Сёмке // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Лингвистика и педагогика». — 2023. –Т. 13. — № 3. — С. 10–21.
6. Боженкова Н.А., Сёмке Т.И. Лингвоаксиологическая парадигма в контексте современной методики преподавания РКИ // XV конгресс МАПРЯЛ: Избранные доклады [Электронный ресурс] / редкол.: Н.А. Боженкова, С.В. Вяткина, В.Н. Климова и др.; отв. ред. М.С. Шишков. — СПб.: МАПРЯЛ, 2024. — С. 506-512.
7. Гладчук Е.А. Роль коммуникативно-проблемных заданий в обучении студентов-химиков иностранному языку с использованием цифровых образовательных ресурсов [Текст] / Е.А. Гладчук // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения: Сборник материалов XI Международной научной конференции. — М.: Изд-во РУДН, 2024. —С. 115—117.
8. Даниелян М.Г. Интерактивные технологии в обучении РКИ [Текст] / М.Г. Даниелян, Е.А. Никитина // Современное педагогическое образование. — 2022. — № 4. — С. 129–132.
9. Евтушенко С.Я. Особенности обучения деловому общению иностранных студентов в аспекте русского языка как иностранного [Текст] / С.Я. Евтушенко // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2016. — № 2. С. 171–175.
10. Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс]. — URL: http://static.kremlin.ru/media/events/ files/41d526a877638a8730eb.pdf (дата обращения: 22.06.2024).
11. Русский для жизни и работы. Онлайн-курс для трудящихся мигрантов из СНГ. ЦЯТ СПбГУ. 2024 [Электронный ресурс]. — URL: https://migrant.spbu.ru (дата обращения:22.06.2024)
12. Сафонова В.В. Лингводидактические основы моделирования проблемно-ориентированной образовательной среды в университетском языковом образовании [Текст] / В.В. Сафонова // Вестник Московского университета. Сер. 19 «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2024. — Т. 27. — № 1. — С. 9–25.
13. Семенова Л.Ю. О взаимодействии преподавателей русского языка как иностранного и преподавателей профильных дисциплин в процессе предвузовской подготовки иностранных учащихся [Текст] / Л.Ю. Семенова // Вестник Пензенского государственного университета. — 2020. № 3. — С. 33–37.
14. Старченко Д.В. Интерактивные технологии в обучении иностранным языкам [Текст] / Д.В. Старченко // Труды БГТУ. История, философия, филология. — 2014. № 5.– С. 165–167.
15. Турко У.И. Современные игровые технологии на уроках русского языка как иностранного: обзор лингводидактических практик [Текст] / У.И. Турко // Art Logos (искусство слова). — 2023. — № 2. — С. 178–191.
16. Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43709 (дата обращения: 08.08.2024).
17. Чиркова В.М. Медицинская деловая игра как интерактивный метод обучения иностранных студентов профессиональному общению на русском языке. [Текст] / В.М. Чиркова, Е.В. Рубцова // Педагогические науки. Карельский научный журнал. — 2017. — Т. 6. — № 3. — С. 78–80.
18. Krashen S. Aesthetic Reading: Efficient Enough // Journal of English Language Teaching. 2020, no. 62 (2), pp. 3–4. URL: https://sdkrashen.com/content/ articles/2020_aesthetic_reading. pdf (дата обращения: 22.06.2024).
19. Krashen S. Improvement on TOEFL through reading and without formal instruction: Another look at Isik (2013) // Turkish Online Journal of English Language Teaching. 2018, vol. 3, issue 1, pp. 24–25.
20. Krashen S. Free Voluntary reading: New Research, Applications, and Controversies Stephen Krashen Paper presented at the RELC conference. Singapore. April, 2004. URL: https:// sdkrashen.com/content/articles/singapore.pdf (дата обращения: 22.06.2024).
21. Krashen S. Self-Selected Fiction: The Path to Academic Success? // CATESOL Newsletter. April, 2020, pp. 1–2. URL: https://sdkrashen.com/content/ articles/2020.self-selected_fiction_krashen catesol.pdf (дата обращения: 22.06.2024).
22. Krashen S. The Case for Comprehensible Input // Language Magazine, July 2017. URL: https://www.languagemagazine.com/2017/07/17/case-for-comprehension (дата обращения: 22.06.2024).
23. Kyung-Sook Ch., Krashen S. Pleasure reading in a foreign language and competence in speaking, listening, reading and writing // TEFLIN Journal. 2019, vol. 30, no. 2. URL: https:// journal.teflin.org/index.php/journal/article/view/728 (дата обращения: 22.06.2024).
24. Rimmer W. Rhetoric as a competence in professional communication // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения: Сборник материалов XI Международной научной конференции. — М.: РУДН, 2024. — C. 17–19.