Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Неотъемлемым компонентом процесса обучения является контроль усвоения знаний, который может оказывать существенное влияние на психоэмоциональное состояние студентов и, как следствие, на эффективность их учебной деятельности. В связи с этим ключевое значение приобретает способность студентов распознавать и регулировать свое психоэмоциональное состояние. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей психических свойств и психоэмоционального состояния студентов в процессе обучения. Задачи исследования состояли в анализе динамики психоэмоционального состояния студентов в учебной деятельности, определении влияния ситуации контроля усвоения знаний на психоэмоциональное состояние студентов, в разработке практических рекомендаций по формированию у студентов умения осознавать и регулировать свое психоэмоциональное состояние. Основными методами исследования были психологическое тестирование, наблюдение и анализ. В ходе исследования были выявлены особенности психических свойств и динамики психоэмоционального состояния студентов по гендерному компоненту и в разные периоды учебной деятельности. Установлено, что ситуация контроля усвоения знаний оказывает существенное влияние на психоэмоциональное состояние студентов, вызывая повышение уровня тревожности и стресса. Даны практические рекомендации по формированию у студентов умений распознавать и регулировать свое психоэмоциональное состояние.
психические свойства студентов, динамика психоэмоционального состояния, учебная деятельность, контроль усвоения знаний, тревожность, стресс, регуляция психоэмоционального состояния
1. Александров А.Г. Изменение уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности [Текст] / А.Г. Александров, П.И. Лукьянёнок // Научное обозрение. Медицинские науки. — 2016. — № 6. — С. 5–14
2. Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и подлинные эмоции [Текст] / Т.Н. Березина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». — 2013. № 3. — С. 16–22.
3. Вилюнас В.К. Психология эмоций: учеб. пособие [Текст] / В.К. Вилюна, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1996. 142 с.
4. Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка. — URL: https://nevapmsc.ru/wp-content/ uploads/rmoppmk56.pdf
5. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности [Текст]. Средства физической культуры в регулировании работоспособности: метод. ука зания / сост.: Н.В. Шамшина, Е.В. Голякова, Е.А.Гаврилова. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010. — 40 с.
6. Сластенин В.А. Общая педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. — М.: Владос, 2003. — Ч. 1. — 288 с.
7. Соколов А.Д. Изменения эмоционального состояния студентов в ходе учебного процесса [Текст] / А.Д. Соколов [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 3-4. — С. 556–559.
8. Кутеева В.П. Развитие социальной активности личности как основа психологического здоровья [Текст] / В.П. Кутеева, Г.Н. Юлина // В сборнике: Социальное здоровье современного общества: от теории к практике. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. — 2013. — С. 73–77.
9. Шафажинская Н.Е. Дефектология [Текст]: учеб. пособие для студентов бакалавриата / Н.Е. Шафажинская, И.В. Положенцева, Г.Н. Юлина. — М.: ИНФРА-М, 2023. 180 с.