Россия
УДК 376.3 Воспитание и обучение лиц с недостатками органов чувств и с больной нервной системой, например слепых, слабовидящих, глухих (глухонемых), слабослышащих (тугоухих), слепоглухонемых, с дефектами речи
Целью данного исследования является улучшение математических навыков у детей дошкольного возраста (5–7 лет) с нарушениями зрения. В этом контексте ожидается, что целевое поведение детей с нарушениями зрения будет изменено с помощью создания специализированного образовательного пространства, которое бы способствовало формированию математических способностей, арифметических навыков, творческого потенциала, умению планировать и организовывать свою деятельность. В состав исследовательской группы входят 48 детей дошкольного возраста (5–7 лет) с нарушениями зрения. Исследование проводилось осенью 2023–2024 учебного года. В ходе исследования дошкольники прошли восьминедельную подготовку по совершенствованию математических навыков. В результате исследования было установлено, что навыки счета и математики у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения положительно влияют на познавательное развитие, мелкую моторику, а также мотивацию к обучению.
дети дошкольного возраста, вычислительные навыки, дети с нарушениями зрения
1. Безруких М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет: руководство по тестированию и обработке результатов [Текст] / М.М. Безруких, Л.В. Морозова. — М.: Новая школа, 1996. – 48 с.
2. Денискина В.З. Средства обучения математике в начальных классах школ слепых [Текст]: пособие для учителя / В.З. Денискина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ВОС, 1991. — 18 с.
3. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации / сост. Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А. Дружинина. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 118 с.
4. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка [Текст]: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева. – 2-е изд., дораб. – М.: Школьная пресса, 2007. – 72 с.
5. Лебедева З.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / З.Е. Лебедева. — Киев, 1967. — 280 с.
6. Никулина Г.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения [Текст]: учеб. пособие / Г.В. Никулина, И.П. Волкова, Е.К. Фещенко; под ред. Г.В. Никулиной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 84 с. EDN: https://elibrary.ru/UPOJAV
7. Плаксина Л.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Л.И. Плаксина, М.Р. Гусева, В.Г. Дмитриев. — М., 1987.
8. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. – М.: ГороД, 1998. – 261 с.
9. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике [Текст] / Л.И. Плаксина. – Калуга: Адель, 1998. – 118 с.
10. Плаксина Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовтельных учреждениях компенсирующего вида [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец. — М.: ЭЛТИ-КУДИЦ, 2006. – 90 с.
11. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников [Текст] / Г.А. Репина. — М.: Сфера, 2008. — 128 с.
12. Ремезова Л.А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения [Текст]: методическое пособие / Л.А. Ремезова. — Тольятти, 2002. 254 с.
13. Ремезова Л.А. Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин [Текст]: методическое пособие / Л.А. Ремезова, Л.В. Сергеева, О.Ф. Юрлина. – Самара:. Изд-во СГПУ, 2004. – 227 с. EDN: https://elibrary.ru/QTPWIT
14. Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры [Текст] / под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 2006. – 72 с.