Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Белгород, Белгородская область, Россия
Россия
УДК 691.328 Железобетон. Предварительно напряженный железобетон. Армированный бетон
ГРНТИ 67.11 Строительные конструкции
ОКСО 08.04.01 Строительство
ББК 385 Строительные конструкции
ТБК 6 ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. МАТЕМАТИКА
BISAC TEC005000 Construction / General
Исследование сосредоточено на разработке методики расчета прочности нормальных и наклонных сечений изгибаемых железобетонных элементов, которые подверглись воздействию коррозии и были усилены внешним композитным армированием. В ходе исследования были изучены бетонные конструкции, подверженные воздействию хлоридной агрессивной среды, вызывающей коррозию. Использование диахронной модели деформирования коррозионно-поврежденных элементов позволило учесть изменения механических характеристик материалов в процессе коррозии и произвести расчеты на основе аналитических зависимостей. Учет внешнего полимеркомпозитного армирования помог улучшить прочностные характеристики поврежденных элементов. Применение итерационного метода Пикара обеспечило точность расчетов. Результаты исследования показали, что предложенная методика эффективно оценивает прочность изгибаемых железобетонных элементов, подверженных коррозии. Учет изменений характеристик материалов и воздействия агрессивной среды обеспечивает высокую точность и надежность расчетов. Применение внешнего армирования помогает увеличить устойчивость и долговечность конструкций. Разработанная методика представляет собой важный инструмент для улучшения эксплуатационной надежности и продления срока службы железобетонных конструкций, подвергающихся агрессивным средам.
прочность, железобетон, хлоридная коррозия, композитные материалы, усиление строительных конструкций
Введение. Изгибаемые железобетонные элементы зданий и сооружений подвергаются воздействию агрессивных несиловых нагрузок, что приводит к развитию коррозионных процессов в бетоне и арматуре, вызывая преждевременное наступление предельных состояний в конструкциях [1–4]. Коррозия железобетона – это сложный комплекс химических процессов, в результате развития которых существенно изменяются его прочностные и деформативные свойства [5–7].
Одной из ключевых проблем в строительстве является воздействие хлоридной среды, которое признано опасным и широко распространено на практике. Исследования, проведенные различными методами, включая опросы экспертов, анализ проектной документации и полевые наблюдения, показывают, что около 3/4 предприятий химической, металлургической и других отраслей промышленности, а также в сфере транспортного строительства и в прибрежных зонах подвержены влиянию агрессивных сред, содержащих хлориды [8–10].
На данный момент достаточно исследованы процессы определения НДС (напряженно-деформированного состояния) конструкций, поврежденных коррозией при совместном действии эксплуатационных и средовых нагрузок, этой теме исследования посвящены работы Бондаренко В.М., Римшина В.И., Розенталя Н.К., Попеско А.И., Овчинникова И.Г., Смоляго Г.А., Селяева В.П., Леоновича С.Н., Чиркова В.П., Mangat P.S., Gaal G.C., Ai-Hammoud R., Andrade C. и др. [11–14].
В модели коррозионного поражения бетона можно применить часть диссипативной теории сопротивления В.М. Бондаренко [5], согласно которой поперечное сечение элемента делится на три зоны. Первая зона представляет собой область полного разрушения материала толщиной z*. Вторая зона – это переходная зона частичного поражения бетона толщиной δ. Третья зона представляет собой область неповрежденного коррозией бетона толщиной p (рис. 1).
Влияние агрессивной среды на силовое сопротивление бетона учитывается функцией повреждения слоя
где
Рис. 1. Схема изменения прочностных характеристик бетона по поперечному сечению и зависимости глубины коррозии от напряжений
Коэффициент
где
Согласно модели, условия для определения параметров
При условии что,
В качестве исходной модели поведения бетона при расчете прочности изгибаемых элементов принята диссипативная теория силового сопротивления В.М. Бондаренко [4, 5], в которой зависимость напряжения сжатия бетона описываются зависимостью:
где
Для дальнейшего использования в уравнениях равновесия и определения изгибных жесткостей железобетонного сечения, используется функция для определения временного нелинейного модуля деформаций:
В общем виде, функция напряжений для мгновенных и запаздывающих деформаций определяется по формуле:
где
Коррозия арматуры в большей степени изменяет геометрические характеристики арматуры, нежели физико-механические характеристики стали. Расчетная площадь поперечного сечения поврежденной стальной арматуры представляется как [15]:
где Аs – площадь поперечного сечения стальной арматуры до коррозии; Аscor– расчетная площадь коррозионных повреждений поперечного сечения стальной арматуры.
Таблица 1
Физико-механические характеристики применяемого бетона
Наименование параметров |
Значения параметров для классов бетона В |
||||||
15 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
||
|
11,0 |
15,0 |
22,0 |
29,0 |
36,0 |
43,0 |
|
|
25,5 |
29,0 |
33,5 |
36,5 |
38,5 |
39,0 |
|
|
128 |
102 |
74 |
59 |
50 |
45 |
|
Параметры нелинейности |
|
2,6 |
2,0 |
1,3 |
1,0 |
0,8 |
0,7 |
|
5,0 |
4,7 |
4,3 |
3,8 |
3,4 |
3,0 |
|
|
3,11 |
2,35 |
1,6 |
1,22 |
1,22 |
1,22 |
|
|
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
Глубина коррозии стальной арматуры в работах Овчинникова И.Г. определяется
зависимостью [16]:
где: δs,0, Т – константы развития повреждений, устанавливаемые из экспериментальных данных;
tinc – время инициирования коррозии арматуры, определяемое из выражения (14), при значении глубины коррозионных повреждений бетона δ(t) = as – d/2, т.е. когда агрессивная среда достигнет поверхности стержня.
Время продолжительности инкубационного периода определяется на основе закона Фика при известном значении критической концентрации хлоридов в бетоне Cкр [16]:
где D – коэффициент диффузии хлорида, а – толщина защитного слоя бетона, Cs – концентрация хлоридов на расстоянии x от поверхности бетона в момент времени.
В исследовании [22] зависимость деформирования стали представлена в виде диаграммы Прандтля:
Актуальным вопросом при длительной эксплуатации зданий и сооружений является продление остаточного срока службы их поврежденных железобетонных элементов. В практике строительства процесс обследования технического состояния железобетонных конструкций происходит одновременно с целью увеличить несущую способность элементов для восприятия больших значений нагрузок.
Наряду с существующими методами усиления конструкций, такими как наращивание поперечного сечения и армирования, применение стальных обойм, используется метод внешнего полимеркомпозитного усиления [17-20]. Развитие и применение методов усиления неповрежденных железобетонных конструкций внешним композитным армированием стало возможным благодаря теоретическим и экспериментальным работам Римшина В.И., Маиляна Д.Р., Морозова В.И., Меркулова С.И., Польского П.П., Bonacci J.F., Tamer E.M., Al-Saidy A.H., Elghazy M. и др.
Особенностью работы композитных материалов на растяжение является их упругое вплоть до разрушения деформирование. Композитные волокна отличаются от стали тем, что они не обладают пластичностью, а их разрушение происходит хрупко [21–23]. Напряжение композитных материалов зависит от их деформации согласно уравнению Гука:
где: Ef – модуль упругости композитного материала; εf – деформация волокон в определенный момент времени.
Это влияет на проектирование усиления железобетонных конструкций внешним армированием из композитов, так как накладываются ограничения на величину упругих деформаций бетона и стали.
Методика расчета прочности изгибаемых железобетонных элементов, усиленных полимеркомпозитным армированием, основана на ряде предположений и гипотез, включая предположение о постоянстве внешней нагрузки на элемент и концентрации агрессивной среды вокруг сечения на протяжении всего периода наблюдений. Также учитывается коррозия арматуры посредством уменьшения сечения, полиномиальная связь между напряжением и деформацией бетона, прочность системы усиления и характеристики материала усиления, такие как толщина, модули упругости, коэффициенты Пуассона и др.
Методы. В данной работе для получения искомых величин используется математический итерационный метод, который сводится к последовательному применению метода Пикара.
Метод Пикара как инструмент для разбиения поперечного сечения железобетонного элемента является итерационным подходом, используемым для анализа и моделирования поврежденных конструкций. Он предполагает последовательное уточнение характеристик сечения путем деления его на подэлементы и итерационного расчета их свойств. В общем виде формула итерационного метода Пикара определяется зависимостью:
Ниже представлен пошаговый алгоритм для решения:
– задаются начальные условия, такие как конфигурации поперечного сечения железобетонного элемента, включая размеры, форму, расположение и количество арматуры, геометрические параметры повреждений, такие как глубина и протяженность трещин;
– разбивается поперечное сечение на несколько зон (подэлементов), учитывая как поврежденные, так и неповрежденные области
– выбирается начальное приближение приблизительное значение y (принимаемое сначала за константу) подставляется в правую часть дифференциального уравнения:
– уравнение интегрируется относительно x, давая y в терминах x во втором приближении, в которое подставляются заданные числовые значения, а результат округляется до заданного количества знаков после запятой или значащих цифр. Первоначально оцениваются механические свойства каждого подэлемента. Итерационный расчет напряженно-деформированного состояния проводится для каждого подэлемента, учитывая взаимодействие между ними. Обновляются характеристики подэлементов на основе результатов расчетов, постепенно уточняя модель.
– итерационный процесс повторяется до достижения сходимости, когда изменения характеристик становятся незначительными. Проводится проверка полученных результатов, чтобы убедиться в адекватности модели и правильности расчетов
– на основе итерационных расчетов определяются интегральные характеристики всего сечения, такие как момент инерции, статический момент, жесткость и несущая способность.
Метод Пикара в данном контексте обеспечивает точное моделирование и анализ, что необходимо для оценки состояния конструкции и принятия решений о её ремонте или усилении.
Основная часть. Методика расчета прочности изгибаемых элементов предполагает первоначальное определение несущей способности M неповрежденной конструкции решением аналитических зависимостей:
Далее, для расчета прочности нормальных сечений, поврежденных коррозией, элементов с трещинами, предлагается частный случай диахронной модели деформирования В.В. Белова и С.Е. Никитина [24, 25]. Данная модель учитывает:
– изменение прочностных и деформационных характеристик сжатого и растянутого бетона;
– развитие коррозии арматурных стержней;
В рамках методики рассматривается напряженно-деформированное состояние изгибаемого железобетонного элемента с симметричным поперечным сечением в плоскости изгиба и габаритными размерами h×b, площадью S и двойным армированием
Для сечения с трещиной разрешающие системы уравнений диахронной модели деформирования коррозионно-поврежденных железобетонных элементов составляют условия статической эквивалентности
где εs – относительная деформация растянутой арматуры, в среднем сечении; Es – модуль упругости арматуры;
Роль внешне-композитного усиления изгибаемого элемента определяется добавлением в уравнения равновесия усилий в композитном армировании на расстоянии
Рис. 2. Схема изменения прочностных характеристик бетона по поперечному сечению
и зависимости глубины коррозии от напряжений
В результате получаем зависимости:
где h – высота прямоугольного сечения; b – ширина прямоугольного сечения; Es – модуль упругости арматуры; a – расстояние от равнодействующей усилий в растянутой арматуре до ближайшей грани сечения; εb – относительная деформация сжатия бетона, в среднем сечении;
где εbt – относительная деформация растяжения бетона, до применения композитного усиления сечения; εf – относительная деформация композитного материала.
Для проведения итерационного счета запишем уравнения (24) и (25), определяющие продольную силу
С учетом усилий полимеркомпозитного материала изгибные жесткости равны:
где
Расчет изгибаемых элементов, усиленных композитными материалами по наклонным сечениям на действие поперечных сил проводится из условия:
где
Поперечную силу
где
Поперечная сила, воспринимаемая поперечной стальной арматурой, определяется по формуле:
где
Механизм крепления, обеспечиваемый U-образными хомутами из полимерного композита, основан на поддержании сил трения, возникающего между двумя бетонными поверхностями раскрытой продольной горизонтальной трещины (рис. 3).
Рис. 3. Схема работы элемента в наклонном сечении
Для расчета поперечной силы, воспринимаемой внешним полимеркомпозитным армированием предлагается зависимость:
где
Продольное растягивающее усилие определяется как наименьшее из уравнений:
где
Уравнение (37) справедливо для случая разрушения из-за отслоения промежуточной трещины, уравнение (38) – в случае выхода из строя из-за разрыва композитного материала, уравнение (39) – в случае отказа элемента из-за дробления бетона.
Выводы. В данном исследовании были выявлены общие закономерности изменения напряженно-деформированного состояния изгибаемых коррозионно-поврежденных железобетонных элементов, усиленных внешним полимеркомпозитным армированием. Это позволило сформулировать исходные предпосылки и основные гипотезы для расчета, а именно справедливость гипотезы плоских сечений, предположение о постоянстве внешней нагрузки на элемент и концентрации агрессивной среды вокруг сечения на протяжении всего периода наблюдений, учет коррозии арматуры посредством уменьшения сечения, полиномиальная связь между напряжением и деформацией бетона, прочность системы усиления и характеристики материала усиления, такие как толщина, модули упругости, коэффициенты Пуассона и др.
Для определения напряженного состояния усиленных железобетонных изгибаемых элементов была модифицирована методика повреждения железобетона. В соответствии с моделью коррозионного поражения бетона принята диссипативная теория сопротивления В.М. Бондаренко. Расчетная модель позволяет учесть направление хлоридного воздействия, дифференциацию повреждений и концентрации среды.
1. Смоляго Г.А., Фролов Н.В., Дронов А.В. Анализ коррозионных повреждений эксплуатируемых изгибаемых железобетонных конструкций зданий и сооружений // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2019. № 1.С. 52–57. DOI:https://doi.org/10.12737/article_5c506209065dd6.02007715.
2. Овчинников И.И. Современное состояние проблемы расчета армированных конструкций, подвергающихся воздействию агрессивных сред // Строительство уникальных зданий и сооружений. 2012. № 2(2). С. 46-60.
3. Mangat P.S., Elgarf M.S. Flexural strength of concrete beams with corroding reinforcement // ACI Structuaral Journal. 1999. Vol. 96. No. 1. Pp. 149–158.
4. Бондаренко В.М., Римшин В.И. Квазилинейные уравнения силового сопротивления и диаграмма σ - ε бетона // Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2014. № 6. С. 40–44.
5. Бондаренко В.М. Элементы диссипативной теории силового сопротивления железобетона // Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2014. № 2. С. 47–57.
6. Римшин В.И., Сулейманова Л.А., Амелин П.А., Крючков А.А. Экспериментальные исследования изгибаемых железобетонных элементов, имеющих повреждения арматуры вследствие контакта с хлоридной агрессивной средой // Эксперт: теория и практика. 2023. № 3(22). С. 138–146. DOI:https://doi.org/10.51608/26867818_2023_3_138.
7. Feng G., Jin Z., Jiang Y., Wang X., Zhu D. Localized corrosion propagation of steel in cracked mortar and long-term corrosion of steel reinforcement in cracked concrete in seawater environment // Corrosion Science. 2024. Vol. 228. 111793. DOI:https://doi.org/10.1016/j.corsci.2023.111793/
8. Чирков В.П., Антропова Е.А. Прогнозирование срока службы автодорожных мостов // В сб. «Надежность строительных элементов и систем». Труды Междунар. научно-технич. конф. Самара, 1997. С. 78–81.
9. Ai-Hammoud R., Soudki K., Topper T.H. Bond analysis of corroded reinforced concrete beams under monotonic and fatigue loads // Cement Concrete Composites. 2010. Vol. 32. No. 3. Pp. 194–203.
10. Розенталь Н.К. Проницаемость и коррозионная стойкость бетона // Промышленное и гражданское строительство. 2013. № 1. С. 35–37.
11. Gaal G.C., Veen C., Djorai M.H. Prediction of deterioration of concrete bridges in the Netherlands // Proceedings of First International Conference on Bridge Maintenance, Safety and Management. 2002. Pp. 111–118.
12. Попеско А.И., Анцыгин О.И., Дайлов А.А. Численный расчет железобетонных стержней при коррозионных воздействиях // Бетон и железобетон. 2007. № 3. С. 25–27.
13. Selyaev V.P., Selyaev P.V., Sorokin E.V., Kechutkina E.L. Modeling of the reinforced concrete structure performance at joint influence of mechanical and chemical loads // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2018. Vol. 456. 012–060. DOI:https://doi.org/10.1088/1757-899X/456/1/012060.
14. Andrade C., Alonso C., Gulikers J. Test methods for on-site corrosion rate measurement of steel reinforcement in concrete by means of the polarization resistance method // Materials and Structures. 2004. No. 37. Pp. 623–643.
15. Frolov N.V., Smolyago G.A. Reinforced concrete beams strength under power and environmental influences // Magazine of Civil Engineering. 2021. No. 3(103). 10303. DOI:https://doi.org/10.34910/MCE.103.3.
16. Ovchinnikov I.I., Snezhkina O.V., Ovchinnikov I.G. Diffusion model of penetration of a chloride-containing environment in the volume of a constructive element // AIP Conference Proceedings. 2018. Vol. 1973(1). 020010. DOI:https://doi.org/10.1063/1.5041394.
17. Римшин В. И., Сулейманова Л. А., Амелин П. А., Фролов Н. В. Композитное усиление железобетонных изгибаемых элементов, поврежденных под воздействием хлоридной агрессивной среды // Эксперт: теория и практика. 2023. № 1 (20). С. 29–34. DOI:https://doi.org/10.51608/26867818_2023_1_29.
18. Bonacci J.F., Maalej M. Externally bonded fiber-reinforced polymer for rehabilitation of corrosion damaged concrete beams // ACI Structural Journal. 2000. Vol. 97(5). P. 703–711. DOI:https://doi.org/10.14359/8805.
19. Морозов В.И., Юшин, А.В. Экспериментальные исследования двухпролетных железобетонных балок, усиленных композитными материалами по наклонному сечению // Вестник гражданских инженеров. 2014. № 5(46). С 77–84.
20. Меркулов С.И., Есипов С.М., Есипова Д.В. Экспериментальные исследования трещинообразования железобетонных балок, усиленных композитными материалам // Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. 2019. № 3. С. 102–107.
21. Al-Saidy A.H., Saadatmanesh H., El-Gamal S., Al-Jabri K.S., Waris B.M. Structural behavior of corroded RC beams with/without stirrups repaired with CFRP sheets // Mater. Struct. /Materiaux et Constructions. 2016. Vol. 49. Pp. 3733–3747. DOI:https://doi.org/10.1617/s11527-015-0751-y.
22. Маилян Д.Р, Польской П.П., Михуб А. Вопросы исследования прочности нормальных сечений балок, усиленных различными видами композитных материалов // Инженерный вестник Дона. 2013. № 2. С. 99.
23. Al-Saidy A.H., Al-Jabri K.S. Effect of damaged concrete cover on the behavior of corroded concrete beams repaired with CFRP sheets // Compos. Struct. 2011. Vol. 93. P. 1775–1786. DOI:https://doi.org/10.1016/j.compstruct.2011.01.011.
24. Белов В.В. Никитин С.Е. Диахронная модель деформирования коррозионно-поврежденных железобетонных элементов с трещинами // Вестник гражданских инженеров. 2011. № 4(29). С. 18–25.
25. Никитин С.Е. Оценка долговечности коррозионно-поврежденных железобетонных конструкций на базе диахронной модели деформирования // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 242.