Россия
ББК 74 Образование. Педагогическая наука
В статье рассмотрены современные перспективные тренды профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы. Проведенный экспресс-обзор современных аспектов профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы позволяет определить следующие тренды: применение дистанционных образовательных технологий, наряду с традиционным обучением, и грамотный комбинированный вариант их использования и «необходимой рокировки» в длиннике изучения учебных дисциплин; регулярное интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса посредством электронной информационно-образовательной среды; применение мультимедийных технологий как дополнительных средств обучения в современном образовании; дополнительные занятия с обучающимися по вопросам соблюдения цифровой гигиены при взаимодействии с различными информационными системами и программными продуктами; использование электронных учебников, аудиовизуальных пособий и интерактивных курсов как альтернативы традиционным учебникам, учебным пособиям в печатном виде; использование вебинаров как эффективной формы интерактивных занятий с обучающимися; возможность развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления и др.) у обучающихся посредством использования интеллект-тренажеров – на примере профессиональной подготовки психологов силовых структур; персонализированное обучение. Отмечена актуальность и дискуссионность сравнительно новых понятий в современном образовании, психологии и педагогике, которые обозначаются как «цифровая вовлеченность» и «цифровой профессионализм». Сегодня цифровая трансформация научной и образовательной деятельности задает ориентиры для ключевых направлений развития современного российского образования с учетом ценностей как для обучающихся (студентов, курсантов, сотрудников уголовно-исполнительной системы), так и для государства в целом.
цифровая трансформация науки и образования, цифровая компетентность, профессиональная подготовка, дистанционные образовательные технологии, электронная информационно-образовательная среда, учебная аналитика, мультимедийные технологии, информационная гигиена, электронный учебник, аудиовизуальные пособия, интерактивные курсы, вебинар, интеллект-тренажеры, персонализированное обучение
Цифровая трансформация научной и образовательной деятельности на сегодняшний день выступает ключевым ориентиром и фактором развития современного российского образования. Анализируя в исторической динамике развития методологические вопросы образовательной деятельности, формирование профессионализма, профессионально важных качеств специалистов и профессиональных компетенций у обучающихся, подчеркнем, что сегодня мы видим результаты четвертой промышленной революции (быстрое и повсеместное внедрение информационных технологий в образовательный процесс, использование технологий искусственного интеллекта, виртуальная и дополненная реальность, в широком смысле – информатизация и цифровизация образования), которые, по сути, определяют существенные необратимые изменения образования в целом. Данные процессы позволяют ускорить процессы обмена информацией, обрабатывать достаточно большое количество данных, трансформировать вопросы принятия управленческих решений в образовательной практике, формировать новые форматы коммуникативных учебных взаимодействий в складывающемся информационном поле и т.п. [14].
Учитывая влияние цифровой трансформации на процессы образования, отметим, что происходит изменение и корректировка целей образования, целей обучения по отдельным учебным предметам и требований к будущим образовательным результатам у обучающихся в контексте формирования у них цифровых компетенций (шире – цифровой профессиональной компетентности) для выполнения в будущем профессиональной деятельности в условиях информационного общества. Причем, когда речь идет о формировании цифровой компетентности, развитии профессионально важных качеств, обеспечивающих успешность и качество профессиональной деятельности, то следует подчеркнуть, что данный вопрос актуален не только для обучающихся в образовательных организациях высшего образования (студентов и курсантов), но для специалистов, уже выполняющих трудовую деятельность на разных этапах профессионального становления.
Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. В условиях цифровой экономики формирование профессиональных кадров имеет приоритетное значение для уголовно-исполнительной системы – и это отражено в одной из целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года № 1138-р [19]. Рассматривая современные аспекты реализации образовательной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях цифровой трансформации образования, можно тезисно выделить следующие, уже сложившиеся образовательные тренды профессиональной подготовки.
В 2020 году образовательные организации были вынуждены перейти на реализацию учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. Сегодня можно смело говорить о приращении и расширении данного формата обучения: обучение с использованием дистанционных образовательных технологий и технологий электронного обучения способствует формированию актуальных профессиональных цифровых компетенций, в соответствии с федеральными государственными образовательным стандартами; прививает навыки работы с информационными системами и программными средствами, которые будут использоваться в дальнейшем в профессиональной (служебной) деятельности; сокращает «цифровое неравенство» между обучающимися [10, 12, 16].
Учитывая то, что электронное обучение, обучение с применением дистанционных образовательных технологий реализуется с помощью специальной информационной системы – электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) – то в таком случае возрастает роль качественной интерактивной коммуникации между субъектами образовательного процесса. Интерактивный формат ЭИОС позволяет организовывать дистанционное обучение с большим количеством обучающихся; организация ЭИОС в гипертекстовом формате (справочных и учебных материалов, практических заданий, презентаций, звукозаписей лекций и семинаров, учебного чата и т.п.) позволяет достаточно четко задать направление изучения тем и разделов учебного предмета, освоить гипертекстовый поиск и навигацию в рамках учебного курса, способствует развитию ответственности и дисциплинированности у обучающихся при изучении образовательных модулей электронного курса, прохождении промежуточных и итоговых тестирований в соответствии с расписанием и т.п. При этом следует отдельно отметить, что в рамках электронного обучения существует возможность использовать методы учебной аналитики – осуществлять сбор и обработку данных (цифровых следов) о действиях обучающихся в ЭИОС, что, в свою очередь, может использоваться как дополнительный инструмент формирования, конкретизации и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в тьюторском сопровождении [18, 21, 24].
Следует упомянуть о возможности использования мультимедийных технологий как средств обучения в современном образовании ведомственных вузов ФСИН России. Мультимедиа-технологии позволяют работать с информацией различного рода: не только с цифровым форматом, но и со звуковой информацией и видеоизображениями (музыка, записи голосов, видеоролики, анимационные изображения и т.п.). Как показывает образовательная практика, использование мультимедийных технологий повышается уровень и качество восприятия учебной информации, что способствует достижению целей и задач учебных дисциплин; повышается задействование объема зрительной информации путем использования наглядности и ее последующее осмысление при решении учебных задач; расширяется обращение к когнитивным компонентам восприятия учебного материала; оптимизируется темпы изучения разделов учебных дисциплин в динамике учебного курса в целом [8].
Учитывая влияние цифровых технологий на успешность выполнения служебной деятельности сотрудниками ФСИН России, подчеркнем, что достаточно актуальными сегодня стало проведение мероприятий, занятий, тестирований по вопросам соблюдения определенных правил, нормативов, регламентов при выполнении служебных обязанностей и вполне закономерно, что возникает образовательная потребность в расширении понимания для сотрудников основных аспектов соблюдения информационной гигиены при реализации трудовых функций и при взаимодействии с различными информационными системами и программными продуктами. Знание норм и требований информационной гигиены обеспечивает не только личную безопасность при взаимодействии с цифровым миром, но и безопасность информационных ресурсов Федеральной службы исполнения наказаний [2, 4, 5].
Цифровая трансформация образования актуализирует вопросы разработки цифровых образовательных ресурсов для информационной образовательной среды. Основным электронным образовательным ресурсом можно считать электронные учебники. Рассматривая технологию проектирования электронных учебников для ЭИОС, подчеркнем, что имеет место взаимопересечение технологической позиции (с точки зрения понятия «программное средство»), моделирования (при котором проектирование электронного учебника определяется заданными дидактическими целям обучения учебного предмета), психолого-педагогической (с позиций представленности и раскрытия тем и разделов учебного материала и его восприятия обучающимися) и др. Использование электронных учебников сегодня позволяет выделить некоторые ключевые дидактические основания при его проектировании, среди которых, например, учет дидактических принципов обучения; использование формата последовательного блочно-модульного представления содержания тем учебного курса; ориентация за цели обучения учебного предмета при формировании содержания электронного учебника и отборе учебного материала и списка литературы; ориентация на целевого пользователя электронного учебника; учет интерактивной составляющей для повышения контроля со стороны педагогов и формирования личной ответственности за результаты обучения; моделирование аспектов будущей профессиональной деятельности, практикоориентированность [6].
Помимо электронных учебников, при дистанционном формате обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы используются аудиовизуальные пособия и интерактивные курсы. Учитывая приоритет практикоориентированности данных электронных образовательных ресурсов, при их разработке существует возможность добавления модулей тестирования и оценивания полученных результатов, интерактивных частей-блоков, что положительным образом сказывается на формировании практических навыков у обучающихся. Одним из достоинств аудиовизуальных пособий является наглядность, доступность изложения, возможность установки на рабочем компьютере, высокая информационная насыщенность учебного материала [15].
Эффективной формой дистанционного обучения является вебинар (в буквальном переводе – «занятие в сети»), который определяется как интерактивное занятие (лекция, семинар, практическое занятие), реализуемый дистанционно через сетевые ресурсы с помощью различных программных средств, обеспечивая при этом насыщенность представляемого учебного материала и учебное взаимодействие участников образовательного процесса в режиме онлайн. Как показывают современные исследования, использование вебинара носит комплексный характер: он направлен на эффективную веб-коммуникацию и взаимодействие с обучающимися; обеспечивает формирование актуальных знаний, умений, навыков, компетенций у обучающихся; обеспечивает наглядность при восприятии учебной информации; повышает мотивацию к обучению по учебному предмету [7].
Для повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, обучающихся по направлению и специальности «Психология», сегодня используют интеллект-тренажеры, направленные на формирование и развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления и др). При проектировании и использовании интеллект-тренажеров в учебном процессе стараются придерживаться двух основных позиций: а) должны использоваться систематические повторяющиеся упражнения, которые предполагают самоконтроль обучающегося, а сами упражнения должны предусматривать последовательное увеличение сложности способов выполнения заданных действий; б) тренажер должен способствовать развитию и автоматизации, как правило, какого-либо одного навыка, который будет выступать в дальнейшем основой для дальнейшего формирования других, более комплексных навыков в контексте повышения успешности трудовых операций и профессиональной деятельности в целом. Сегодня в интернет-пространстве есть сайты, на которых представлены интеллект-тренажеры на различных языках. Использование таких интеллект-тренажеров (повторяющихся упражнений, игровых методов, познавательных задач и т.п.) является одним из перспективных направлений для формирования профессиональной компетентности будущих психологов силовых структур (ФСИН России, МВД России, МЧС России и др.) [23].
Рефреном в системе профессиональной подготовки специалистов, в том числе и сотрудников уголовно-исполнительной системы, сегодня проходит уже такой сложившийся тренд, как персонализированное обучение, ключевую положительную роль в развитии которого сыграла как раз цифровая трансформация научной и образовательной деятельности. Подчеркнем, что персонализированное образование включает в себя цели и задачи различных субъектов: для государства – это возможность и необходимость, в рамках Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, готовить кадры для осуществления экономических, технологических, научных прорывов в российском и мировом образовании; для образования – насущная потребность в удовлетворении образовательных потребностей обучающихся в условиях цифровизации; необходимость подготовки педагогов, способных к рефлексии и саморазвитию, профессиональному саморазвитию, обладающих профессиональными цифровыми компетенциями, готовностью к непрерывному образованию и т.п.; для обучающихся (студентов, курсантов, слушателей программ дополнительного профессионального образования) – стремление быть конкурентноспособными и мобильными на рынке труда в условиях изменяющегося мира профессий; готовность к освоению технологий проектного, виртуального, проблемного обучения и цифровых образовательных ресурсов в ходе получения образования; нацеленность учиться и работать в условиях неопределенности и т.п. [1, 9, 13, 22].
Одними из дискуссионных на сегодняшний день вопросов можно считать появление и формирование сравнительно новых понятий в современном образовании, психологии и педагогике, которые обозначаются как «цифровая вовлеченность» и «цифровой профессионализм». В рамках данного обзора представляется уместным пока только упомянуть о данных понятиях, потому что, так или иначе, они уже нередко встречаются в научных публикациях по вопросам профессионального образования в условиях цифровой трансформации и позволяют, с дополнительных ракурсов цифровизации, оценить аспекты профессиональной направленности и самореализации специалиста в профессии, успешное использование им информационных технологий при выполнении профессиональной деятельности, цифровую компетентность сотрудника при решении учебных и профессиональных задач и т.п. [3, 11, 17, 20].
Выводы. Таким образом, проведенный экспресс-обзор современных аспектов профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы позволяет нам говорить о следующих трендах: применение дистанционных образовательных технологий, наряду с традиционным обучением и, можно смело утверждать, грамотный комбинированный вариант их использования и «необходимой рокировки» в длиннике изучения учебных дисциплин; регулярное интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса посредством электронной информационно-образовательной среды; применение мультимедийных технологий как дополнительных средств обучения в современном образовании; дополнительные занятия с обучающимися по вопросам соблюдения цифровой гигиены при взаимодействии с различными информационными системами и программными продуктами; использование электронных учебников, аудиовизуальных пособий и интерактивных курсов как альтернативы традиционным учебникам, учебным пособиям в печатном виде; использование вебинаров как эффективной формы интерактивных занятий с обучающимися; возможность развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления и др.) у обучающихся посредством использования интеллект-тренажеров – на примере профессиональной подготовки психологов силовых структур; персонализированное обучение. В настоящее время цифровая трансформация научной и образовательной деятельности задает ориентиры для ключевых направлений развития современного российского образования с учетом ценностей как для обучающихся, так и для государства в целом.
1. Антоновский А.В. Совершенствование методологии непрерывного профессионального образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 4 (80). С. 31-42.
2. Антоновский А.В., Зыбин Д.Г., Чураков Д.Ю., Дуров В.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры сотрудников ФСИН России: монография. Тверь: Научно-исследовательский институт информационных технологий ФСИН России, 2023. 134 с.
3. Боровских Н.В. Вовлеченность населения в цифровое пространство: тенденции и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 9.
4. Бухтияров И.В., Денисов Э.И. Цифровая экономика: система автоматизированного управления условиями труда, факторами риска и развитие информационной гигиены // Медицина труда и промышленная экология. 2017. № 10. С. 54-58.
5. Гагарина П.А. Обоснование необходимости формирования цифровой культуры ведомственных образовательных организаций МВД России (результаты пилотажного исследования) // Прикладная психология и педагогика. 2024. Том 9. № 1. С. 118-125.
6. Зарубина В.С. Генезис и развитие подходов к проектированию и разработке электронных учебников // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 1 (54). С. 183-190.
7. Зарубина В.С., Горячева Н.В. Вебинар как эффективная форма дистанционного обучения: виды вебинаров, инструменты и этапы подготовки и проведения // Информационные технологии в УИС. 2022. № 1. С. 63-70.
8. Зауторова Э.В. Влияние мультимедийных технологий на восприятие учебной информации курсантов вузов ФСИН России // Информационные технологии в УИС. 2023. № 2. С. 3-7.
9. Зыбин Д.Г., Чураков Д.Ю., Антоновский А.В. О профессиональной подготовке и цифровой культуре сотрудников уголовно-исполнительной системы // Информационные технологии в УИС. 2023. № 4. С. 5-13.
10. Карабанов Р.М. Вопросы формирования цифровых компетенций будущих специалистов уголовно-исполнительных инспекций // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 3 (262). С. 37-44.
11. Карабанов Р.М. Методологические аспекты формирования профессионализма у будущего специалиста уголовно-исполнительной системы / Актуальные вопросы совершенствования российского законодательства деятельности уголовно-исполнительной системы. Сборник научных трудов. Владимир: Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. С. 169-173.
12. Карабанов Р.М. Общие вопросы цифровых инноваций в системе дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы // Информационные технологии в УИС. 2024. № 3. С. 3-10.
13. Лапушинская Г.К. Влияние цифровой трансформации экономики на подготовку кадров / Информатизация и техническое обеспечение уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: проблемы, решения и перспективы развития. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, Тверь, 4-5 октября 2023 года. Тверь: Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний, 2023. С. 79-86.
14. Лапушинская Г.К., Зыбин Д.Г., Антоновский А.В. Формирование профессиональных компетенций специалистов и трудоустройство: точки соприкосновения в условиях цифровой экономики // Прикладная психология и педагогика. 2024. Том 8. № 1. С. 25-35.
15. Лунченкова Э.Б., Горячева Н.В. Аудиовизуальные пособия как элементы информационной образовательной среды уголовно-исполнительной системы // Информационные технологии в УИС. 2021. № 2. С. 79-85.
16. Мальцева Т.В., Ульянова И.В., Михайлова В.К., Русскова Ю.Н., Родин В.Ф. Интерактивные технологии обучения как средство формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России: монография. Рязань: ИП Коняхин А.В., 2018. 260 с.
17. Ольховик Н.Г., Липатова Е.Г. Развитие навыков цифрового профессионализма как условие подготовки конкурентноспособного специалиста / Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты. Сборник статей Международной научно-практической конференции, Брянск, 30 ноября 2018 года. Брянск: Брянский государственный инженерно-технологический университет», 2018. С. 362-365.
18. Платонова Р.И., Никитина А.Е., Кирикова Н.В. Проблемы внедрения индивидуальной образовательной траектории в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Том 12. № 4 (45). С. 134-137.
19. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р (ред. от 27.05.2023) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.09.2024).
20. Рубцова Н.Е., Леньков С.Л. Цифровые грани профессионализма педагогов / Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании. Материалы Международной научно-практической конференции в рамках Года науки и технологий и под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Москва, 6-7 декабря 2021 года. М.: Российская академия образования, 2022. С. 268-271.
21. Савенков А.И. Психолого-педагогические нарративы разработки концепций и методик цифрового дистанционного сопровождения контактной учебной работы // Hominum. 2021. № 2. С. 99-111.
22. Указ Президента РФ от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.09.2024).
23. Федотов С.Н., Чуманов Ю.В. К вопросу о применении интеллект-тренажеров на занятиях по психологическим дисциплинам в условиях цифровизации образования // Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 235-238.
24. Ярмак К.В. Место цифровизации в структуре современных трендов в отечественной системе подготовки полицейских кадров // Прикладная психология и педагогика. 2024. Том 9. № 3. С. 139-157.