Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассмотрены ключевые вопросы создания инклюзивной среды в колледжах и техникумах для молодежи с инвалидностью и нарушениями психофизического развития. Проведен подробный анализ зарубежных и отечественных современных исследований в области профессиональной подготовки молодежи с ограничениями жизнедеятельности. Описан диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень готовности профессиональных образовательных организаций к осуществлению инклюзивной практики. Диагностический инструментарий позволяет провести всестороннюю оценку условий реализации инклюзивных процессов на социально-педагогическом, личностно-деятельностном, организационно-дидактическом уровнях с позиции разных участников обучения студентов с инвалидностью и отклонениями в психофизическом развитии. Осуществлено исследование создания специальных условий в колледжах и техникумах разных регионов страны, обеспечивающих повышение востребованности профессионального образования среди абитуриентов с инвалидностью и нарушениями психофизического развития и их родителей, а также улучшение качества профессиональной подготовки данной категории граждан. В процессе диагностических процедур был осуществлен SWOT-анализ среды колледжей и техникумов, что позволило выявить сильные и слабые стороны организации инклюзивной среды каждой профессиональной образовательной организации, участвующей в исследовании. Были определены риски и возможности развития инклюзивного профессионального образования, в том числе среднего, с учетом специфики регионального рынка труда, перспективной программы развития субъекта Российской Федерации. Проведенное исследование посредством кластерного анализа позволило выделить уровни создания специальных условий для обучающихся с инвалидностью и нарушениями психофизического развития, дать их описательную характеристику, определить перспективы развития инклюзивной образовательной среды каждой профессиональной образовательной организации, участвующей в данном исследовании.
специальные условия, инклюзивное профессиональное образование, студенты с инвалидностью и нарушениями психофизического развития, колледжи и техникумы
1. Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26. – № 5. – С. 116–126.
2. Богданова Т.Г., Назарова Н.М. Педагогика инклюзивного образования / Под редакцией Н.М. Назаровой. – М., 2016. Сер. Высшее образование: Бакалавриат –335 с.
3. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Подбор образовательной среды, адекватной новым возможностям ребенка, и его дальнейшее сопровождение // Альманах Института коррекционной педагогики РАО, 2015. – № 21-1 (21). – С. 38–41.
4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Мануйлова В.В., Гусейнова А.А., Холоднова Л.Ф. Результаты мониторинга специальных условий инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2017. –Т. 5. – № 6. – С. 34–40.
5. Левченко И.Ю. Вариативность особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата как основа проектирования специальных условий обучения // Дефектология. – № 2. – С. 14–21.
6. Мануйлова В.В., Гусейнова А.А. Инновации в системе профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями: конкурсы профессионального мастерства // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2017. – № 2 (72). С. 40–53.
7. Мануйлова В.В. Технология проектирования инклюзивной образовательной среды в организациях среднего профессионального образования // Специальное образование. – 2022. – № 2 (66). С. 160–170.
8. Оралканова И.А., Волкова Т.Г. Психолого-педагогические условия подготовки учителей к инклюзивному образованию // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2020. № 4. – С. 41–52.
9. Bogdanova T.G., Popova T.M. Image of the world as the basis of ethnic dialogue // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Conference proceedings. London, 2020. С. 751–758.https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.11.03.80.
10. Manuilova V., Guseynova A., Khitryuk V. Interactive technologies for forming professional competences of management and pedagogical teams in an inclusive organization // Education and City: Education and Quality of Living in the City. The Third Annual International Symposium. Moscow, 2021. С. 5018.https://doi.org/10.1051/shsconf/20219805018