Пермь, Россия
Пермь, Россия
В статье рассматривается понятие цифровой репутации применительно к органу исполнительной власти и выявляются технологические и коммуникативные приемы формирования позитивной репутации и управления ей. Цифровая репутация органа государственного управления – поликритериальная оценка его деятельности, формирующаяся в медиапространстве и отражающая мнение социально активной части населения. На основе анализа современной научной литературы проводится сравнение цифровой репутации с цифровым имиджем и подчеркивается нетождественность этих понятий. Определены дискурсивные факторы, которые формируют стереотипные представления о государственном управлении: неопределенно широкий круг адресатов, не являющихся специалистами в вопросах административной деятельности; непредсказуемость и динамичность оценок; провокативное речевое поведение части интернет-пользователей и др. Материал исследования – посты Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, размещенные в социальной сети ВКонтакте. Составлен рейтинг постов по коэффициенту вовлеченности пользователей (с помощью сервиса Popsters.ru). В результате дискурсивно-стилистического анализа постов с высоким коэффициентом вовлеченности выявлены эффективные инструменты управления цифровой репутацией органов власти: дистрибуция контента и его систематизация с помощью хэштегов; диалогическая и персонализированная подача информации; привлечение интерактивных форм коммуникации (голосование, опросы и проч.); своевременное реагирование на комментарии пользователей и др.
цифровизация, медиатизация, цифровая репутация, исполнительная власть России, управление цифровой репутацией, приемы речевого воздействия
1. Аюшеева И. З., Сойфер Т. В. К вопросу о правовой сущности цифровой репутации в сфере sharing economy. Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 11. С. 115–125. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2021.87.11.115-125
2. Баженова Е. А., Ширинкина М. А. Дискурсивные факторы медиакоммуникации власти и общества. Актуальные проблемы стилистики. 2023. № 9. С. 51–60.
3. Боровикова Т. В., Розанова Н. Н. Цифровая компетентность государственных гражданских служащих как фактор риска репутации власти в условиях цифровой трансформации (на уровне региона). Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 2. № 8. С. 13–20. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2021.08.02.002
4. Ботнарь Д. С., Сизганова Е. Ю. Формирование позитивной цифровой репутации органов государственной и муниципальной власти. Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2020. № 4. С. 92–99. https://elibrary.ru/leyuea
5. Вохидова А. Ш., Савоськин А. В. Цифровая трансформация государственного управления. Проблемы взаимодействия публичного и частного права при регулировании экономических отношений: VI Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 16 мая 2023 г.) Екатеринбург: УрГЭУ, 2023. С. 36–40.
6. Голуб О. Ю., Сергеева Е. В. Кризисная коммуникация власти и общества в социальных медиа: определение проблемных зон. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20. № 3. С. 257–263. https://elibrary.ru/yadhal
7. Ефремов В. А. Цифровая репутация: гид для тех, кто в сети. MAGISTER. 2022. № 1. С. 46–54. https://elibrary.ru/nuiewy
8. Ильичева М. В. Коммуникативные процессы во взаимодействии государства и институтов гражданского общества: тренды изменений в условиях цифровизации. Власть. 2021. Т. 29. № 2. С. 39–46. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i2.7993
9. Камшилова О. Н., Чернявская В. Е. «Академическая репутация»: корпусный анализ понятия в российском общественном дискурсе 2000–2011 гг. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 70. С. 50–68. https://doi.org/10.17223/19986645/70/4
10. Курбангалиева Д. Л. Влияние цифровой репутации на капитализацию организации: от теории к практике (на примере автомобильной промышленности). Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2022. № 3. С. 46–56. https://elibrary.ru/gvsgrp
11. Курбангалиева Д. Л. Оценка влияния репутации в социальных сетях на экономическую деятельность компании. Электронный экономический вестник Татарстана. 2018. № 2. С. 72–76. https://elibrary.ru/yxczvb
12. Лепина Т. Г. Цифровая репутация государственных служащих и ее правовая защита. Национальные приоритеты социально-экономического развития России: VII Всерос. (национ.) науч.-практ. заоч. конф. (Курск, 23 июня 2023 г.) Курск: МЭБИК, 2023. С. 20–24. https://elibrary.ru/kbxelc
13. Митяева О. А. Маркетинговый подход к управлению цифровой репутацией образовательной организации. Экономические системы. 2022. Т. 15. № 4. С. 53–63. https://doi.org/10.29030/2309-2076-2022-15-4-53-63
14. Михайлова О. А., Шашмурина Е. Л. Имидж vs репутация: аксиологический потенциал заимствованных слов. Аксиологические аспекты современных филологических исследований: Междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 15–17 октября 2019 г.) Екатеринбург: Ажур, 2019. С. 92–94. https://elibrary.ru/nvxbrh
15. Родина Л. В. Органы государственной власти и государственные гражданские служащие (сотрудники) как носители профессиональной репутации. Закон, государство, общество: актуальные вопросы, достижения и инновации: II Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 30 апреля 2022 г.) Пенза: Наука и Просвещение, 2022. С. 11–13. https://elibrary.ru/gxjbgd
16. Симонова М. К., Агибалова О. Ю. Об актуальности совершенствования управления имиджем и цифровой репутации исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере департамента социальной защиты Воронежской области). Государство и общество в современной политике: 10 Междунар. науч.-практ. конф. (Воронеж, 2 декабря 2022 г.) Воронеж: Научн. кн., 2023. С. 259–263. https://elibrary.ru/wxebxf
17. Сиротин В. А. Стратегия управления цифровой репутацией бизнес-организаций Волгограда: социологический аспект. Социально-гуманитарные знания. 2023. № 6. С. 37–41. https://elibrary.ru/alnoxy
18. Шестакова Е. В. Использование новых цифровых технологий для управления репутацией в системе органов государственной власти (на примере Пермского края). Города и местные сообщества. 2022. Т. 1. С. 295–304. https://elibrary.ru/siomqi
19. Bharathi B. Crafting digital self: Navigating online identity and self-presentation. Delhi: BlueRose, 2011, 110.
20. Gasana K. Crisis communication and reputation management in the age of fake news. Journal of Public Relations, 2024, 3(1): 28–39.
21. Laskin A. V. Organizational reputation management: A strategic public relations perspective. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2024, 208.