Автор обращается к проблеме организации профессиональной подготовки иностранных обучающихся в российских вузах. Цель статьи: рассмотрение специфических особенностей образовательного процесса в магистратуре с обучающимися из Китая (на примере направления подготовки «Музыкальное образование»). Отмечается обусловленность успешности освоения образовательной программы социализацией, социально-психологической адаптацией и вовлечением иностранных студентов в новую культурнообразовательную среду. Акцентируется внимание на организационносодержательных аспектах обучения в магистратуре студентов из Китая, связанных с изучением музыкально-исполнительских, музыкально-теоретических и методических дисциплин. Обосновываются условия, направленные на преодоление трудностей в процессе профессиональной подготовки обучающихся из Китая (адаптация учебного материала, использование адаптированных учебнометодических пособий, детализация каждого вида учебного (в том числе исследовательского) задания на основе предоставления обучающимся подробных инструкций и образцов для их выполнения).
международная деятельность, обучающиеся из Китая, социокультурная адаптация, культурно-образовательная среда, профессиональная подготовка, музыкальное образование
1. Беляев В.П., Подергина Е.А. Опыт сотрудничества Уральского государственного горного университета с вузами КНР в научно-образовательной и культурной областях // Педагогическое образование в России, 2016. - № 11. - С. 15-19.
2. Ван Вэньцзяо. Особенности русской музыкальной терминологии в аспекте методики РКИ // Проблемы современного образования: интернет-журнал. 2019. № 1. С. 194-198 [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.pmedu.ru/images/20191/21.pdf (дата обращения: 15.05.2023).
3. Кошелева Е.Ю., Кикенина Ю.А. Трансформация учебных практик китайских студентов российского университета // Современные проблемы науки и образования. – 2022. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?Id=31547 (дата обращения: 09.03.2023).
4. Ли Минь. Формирование языковой компетенции китайских студентов при изучении русского языка: типовые ошибки в монологической и диалогической речи и пути их преодоления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2011. 23 С.
5. Матвеева Л.В, Тагильцева Н.Г., Ян Бо. Трудности китайских студентов в освоении российской методики музыкального образования школьников // Язык и культура. 2021. №56. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-kitayskih-studentov-v-osvoenii-rossiyskoymetodiki-muzykalnogo-obrazovaniya-shkolnikov (дата обращения: 10.06.2023).
6. Мезенцева С. В. Проблемы учебно-методического обеспечения музыкально-теоретических дисциплин для иностранных студентов в российском вузе // Педагогика искусства. 2017. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/mezenceva_115-120.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
7. Министерство науки и высшего образования РФ. официальный сайт. URL:.https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/51810/ (дата обращения: 08.06.2023).
8. Никитенко Е.В. Мотивация выбора вуза иностранными студентами (на примере китайских студентов, обучающихся в г. Хабаровске): автореф. дис. …канд. соц. наук. Хабаровск, 2017. - 27 с.
9. Обучение китайских студентов говорению на занятиях по русскому языку как иностранному в условиях российского вуза / Е. Н. Туана, С. А. Губарева, И. А. Краснова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 3. С. 47.
10. Пиджоян Л. А. Особенности организации образовательного процесса в магистратуре с обучающимися из Китая / Л. А. Пиджоян // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Таганрог, 23 марта 2023 года / Отв. редактор Т.В. Надолинская. – Ростов-на-Дону - Таганрог: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2023. – С. 73-78.
11. Филимонова Н.Ю., Романюк Е.С. Китайские студенты в вузах России // Высшее образование в России, 2014. - № 8-9. - С. 76-81.