ПРОБЛЕМА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье обобщены результаты теоретического обзора специальной литературы по проблеме учебной мотивации у детей с умственной отсталостью и комплексными нарушениями; рассмотрены различные подходы к определению понятия «комплексные нарушения» в отечественной и современной зарубежной психологии. Обоснована актуальность изучения выбранной проблемы с точки зрения организации обучения младших школьников с умственной отсталостью и комплексными нарушениями. Представлены взгляды отечественных теоретиков и практиков на проблему комплексного нарушения, рассмотрены особенности учебной мотивации и обучаемости у детей с комплексными нарушениями. Представлены результаты эмпирических исследований, проведенных разными отечественными исследователями, об особенностях и проблемах учебной мотивации у младших школьников с умственной отсталостью, о трудностях и особенностях, возникающих в процессе организации учебного процесса с детьми данной категории, об отношении к учебной деятельности у младших школьников с умственной отсталостью. Рассмотрены виды учебной мотивации у младших школьников с умственной отсталостью. Проанализированы взгляды зарубежных авторов о психологических особенностях детей с комплексными нарушениями в учебной деятельности. Представлены взгляды ученых на формирование условий для формирования учебной мотивации с учетом комплексности дефекта.

Ключевые слова:
Учебная мотивация, умственная отсталость, младшие школьники с умственной отсталостью, мотивация младших школьников, дети с комплексными нарушениями
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Басилова, Т.А. Неосложненное, осложненное и сложное нарушение развития у детей // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы. Коллективная монография / Под ред. Богдановой Т.Г., Назаровой Н.М. – Москва, 2013. – С. 120-124.

2. Ветрова, М.А. Дети с тяжелыми множественными нарушениями: обзор зарубежной литературы / М. А. Ветрова, А. О. Ветров // Современная зарубежная психология. – 2022. – Т. 11. – № 2. – С. 101-112. – DOIhttps://doi.org/10.17759/jmfp.2022110209.

3. Долгих Л.Ю., Влияние коммуникативной ситуации на мотивацию речепорождения младших школьников с умственной отсталостью // Современные подходы к организации и содержанию медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник научных трудов / Под ред. Е.Л. Инденбаум. – Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб.госуд. академии образования, 2011. – С. 94-105.

4. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение / М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.

5. Кудрина, С.В. Средства активизации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.В. Кудрина. – СПб., 2000. – 20 с.

6. Кулакова, Д.Н. Психолого-педагогические условия развития учебной мотивации у умственно отсталых школьников / Д. Н. Кулакова // Современная наука и молодые учёные : сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 октября 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 100-102.

7. Логинова, Ю.А. Развитие у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью учебной мотивации в ходе специальных занятий / Ю. А. Логинова // Национальные тенденции в современном образовании: I Всероссийская научно-практическая конференция сборник статей. Сборник статей, Омск, 25 декабря 2018 года / Под редакцией А.Э. Еремеева. – Омск: Омская гуманитарная академия, 2019. – С. 170-175.

8. Медникова, Л.С. Специфика формирования мотивации учебной деятельности младших умственно отсталых школьников [Электронный ресурс] / Л.С. Медникова, О.Н. Толстикова // Специальное образование. – 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-formirovaniya-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-umstvenno-otstalyh-shkolnikov/viewer (дата обращения: 29.12.2022).

9. Мельникова, М.А. Формирование учебной мотивации у первоклассников с умеренной умственной отсталостью / М. А. Мельникова // Наука сегодня: проблемы и пути решения: материалы международной научно-практической конференции : в 3 частях, Вологда, 28 марта 2018 года. Том Часть 3. – Вологда: ООО «Маркер», 2018. – С. 44-45.

10. Муравьева, Е.М. Формирование учебной мотивации младших школьников с умственной отсталостью посредством вовлечения в проектную деятельность / Е. М. Муравьева // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: Сборник статей по материалам CLXV международной научно-практической конференции, Москва, 11 мая 2020 года. Том 18 (165). – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2020. – С. 33-38.

11. Муртазаева, Э.З. Особенности учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью / Э. З. Муртазаева // Современное образование: сборник статей X Международной научно-практической конференции; под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – 2017. – С. 92–94.

12. Некристова, В.Д. Особенности формирования и методы диагностики учебной мотивации младших школьников с умственной отсталостью / В. Д. Некристова, Е. Г. Самелик // Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Краснодар, 12–13 апреля 2022 года / Ответственный редактор Е.А. Шумилова. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. – С. 202-206.

13. Позднякова И.О., Коммуникативно-деятельностный подход в коррекционной работе по совершенствованию устной речи умственно отсталых младших школьников / И.О. Позднякова // Инновационные процессы в специальном образовании: сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, 22 апреля 2022 г.: к 70-летию со дня рождения С.А. Домишкевича. – Иркутск, Изд-во ИГУ, 2022. – С. 72-81.

14. Просветов, К.И. Профилактика учебной мотивации младших школьников с умственной отсталостью / К. И. Просветов, Н. А. Щербакова // Современная коррекционная педагогика и специальная психология в условиях общего, специального и инклюзивного образования: проблемы и решения : Сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 24 марта 2021 года / Под редакцией С.П. Дувановой, Н.А. Щербаковой. – Воронеж: Автономная некоммерческая организация по оказанию издательских и полиграфических услуг «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2021. – С. 201-205.

15. Субботина, Е.И. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития в образовательном пространстве / Е. И. Субботина // Современное педагогическое образование. – 2019. – № 2. – С. 151-154.

16. Тихомирова, Л.Ф. Особенности мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта / Л. Ф. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 1. – С. 154-161.

17. Ткачева, В.В. Особенности психологического базиса чтения умственно отсталых школьников со сложными нарушениями развития: монография / В.В. Ткачева, И.А. Каткова – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 217 с. – (Научная мысль). – DOIhttps://doi.org/10.12737/1146804.

18. Толстикова, О.Н. Динамика учебной мотивации умственно отсталых учащихся от второго к четвертому классу / О. Н. Толстикова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – № 1-2(37). – С. 147-160.

19. Туур, В. А. Уровень сформированности мотивации учебной деятельности младших школьников с легкой степенью умственной отсталости / В. А. Туур // Образование и наука в современных реалиях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 01 июня 2022 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2022. – С. 147-150.

20. Шипова, Л.В. Проблема мотивации учения умственно отсталых школьников в специальной психологии / Л. В. Шипова, О. В. Кухарчук // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 18. – С. 355-357.

21. Boehm Thomas L. Family Quality of Life and Its Correlates Among Parents of Children and Adults with Intellectual Disability / L. Boehm Thomas, W. Eric Carter // American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities. – 2019. – Vol. 124. – № 2. – P. 99-115.

22. Crandall V.C. Expecnting sex differences in expectancies. – In C.P. Smith (Ed) Achievement related motieves in children. N.Y.-1979.

23. Cullata R., Cullata B. Communication disorders / An entruction to special education. 2-nd ed. (W.A. Bardine, A.E. Blachhurst (Eds)) Kentukcy, 1985

24. Eisenson J. Ogilvie M. Speech correction in the schools. Queens college. The Macmilian company.-N.Y., 1957.-468 p.

25. Fuchs D., Fuchs L. S. Inclusive schools movement and radicalization of special education reform. – Exceptional Children – 1994. – V 60. – P. 294 – 309.

26. Haidt Kathy Perkins School [Electronic resource]: a guide to teaching children with visual impairments and multiple developmental disabilities. Part 1. Methodological foundations / K. Haidt. – El. ed. – Electron. text (1 pdf file : 202 p.). – Moscow :Terevinf, 2015.

27. How to Manage Communication. Problems in Young Children. 3-rd edition. Editor by Myra Kersner and Jannet A. Wright. David Fulton Publishers, LTD, London, 2002.

28. Jonsson. T. Inclusivt Education. UNDP , 1994. – 160p.

29. Kauffman J.M. How we might achieve the radical reform of special education. – Exceptional Children – 1993. – 60. – P. 6 – 16.

30. Kruithof, K. Parents’ knowledge of their child with profound intellectual and multiple disabilities: An interpretative synthesis / K. Kruithof, D. Willems, F. van Etten-Jamaludin, E. Olsman // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. – 2020. – Vol. 33. – № 6. – P. 1141-1150.

31. Marvin L. Hanson. Articulation. Philadelphia, 1983

32. McCann, D. Winzenberg T. The daily patterns of time use for parents of children with complex needs: A systematic review / D. McCann, R. Bull, T. Winzenberg // Journal of Child Health Care. – 2012. – Vol. 16. – № 1. – P. 26-52.

33. McDonnell, J. Assessing Generalization in Single-Case Research Studies Teaching Core Academic Content to Students with Intellectual and Developmental Disabilities / J. McDonnell, J.M. Jameson, J.A. Bowman, O. Coleman, J. Ryan, C. Eichelberger, L. Conradi // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. – 2020. – Vol. 35. – № 3. – P. 143-152.

34. Purckey W. Invinitg School Succes: a Self-Concept Approach to Teaching and Learning.-Beimont (Calif.), 1978.-346p.141

35. Okamoto, J. The Individuals with Disabilities Education Act (IDEA) for Children with Special Educational Needs / J. Okamoto, P.H. Lipkin // Pediatrics. – 2015. – Vol. 136. – № 6. – P. 1650-1662.

36. Parton, N.L. Every Child Matters: The shift to prevention whilst strengthening protection in children’s services in England // Children and Youth Services Review. – 2006. – Vol. 28. – № 8. – P. 976-922.

37. Prevalence of cerebral palsy, intellectual disability, hearing loss, and blindness, National Health Interview Survey, 2009-2016 / D.O. McGuire, L.H. Tian, M. Yeargin-Allsopp, N.F. Dowling, D.L. Christensen // Disability and Health Journal. – 2019. – Vol. 12. – № 3. – P. 443-451. DOIhttps://doi.org/10.1016/j.dhjo.2019.01.005

38. Review of International Studies on Multiple Disabilities / A. Düzkantar, K. Öğülmüş, D. Altın, B. Görgün // Sakarya University Journal of Education. – 2020. – Vol. 10. – № 3. – P. 532-559. DOIhttps://doi.org/10.19126/suje.670873.

39. Sears R. Your ancients Resisted: A History of Child Psychology // E.N. Heterington (ed.) Review of child development research. V.S.Chicago, 1975.

40. Speech disorders: principles and practices of therapy / Mildred Freburg Berry, Jon Eisenson Impirit London: Peter Owen, 1956.

41. Tassé, M.J. Identifying behavioral indicators for intellectual functioning and adaptive behavior for ICD-11 disorders of intellectual development / M.J. Tassé, G. Balboni, P. Navas, R. Luckasson, M.A. Nygren, C. Belacchi, S. Bonichini, G.M. Reed, C.S. Kogan // Journal of Intellectual Disability Research. – 2019. – Vol. 63. – № 5. – P. 386-407.

42. Vallet E.R. Humanistic education: Developing the total person.- Saint Louis: California State University, 1977.

43. Variables related to the quality of life of families that have a child with severe to profound intellectual disabilities: A systematic review / N. Luitwieler, J. Luijkx, M. Salavati, C.P. Van der Schans, A.J. Van der Putten, A. Waninge // Heliyon. – 2021. – Vol. 7. – № 7. Article ID e07372. – 11 p. DOIhttps://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e07372.

44. Waters, C.L. Parent Experiences of Raising a Young Child with Multiple Disabilities: The Transition to Preschool / C.L. Waters, А. Friesen // Research and Practice for Persons with Severe Disabilities. – 2019. – Vol. 44. – № 1. – P. 20-36.

45. Wino, Language, social and cognitive impairments in autism and severe mental retardation // Journal of autism, 1981.

46. Wood K.S. Parental Maladjustment and Functional Articulatory Defects in Children // Journal of Speech Disorders, XI (December, 1946), p. 255-275.

Войти или Создать
* Забыли пароль?