ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРУЮЩИХ ИГР
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается специфика реализация воспитательной деятельности в современных реалиях, в контексте активного вхождения в жизнь человека средств виртуальной коммуникации, что отразилось на жизнедеятельности современного человека, обусловило специфику самоидентификации и социализации взрослеющей личности. Сделан обоснованный акцент на необходимости реализации воспитательного процесса, воплощающего идеи методологии экзистенциальной педагогики, ориентированной на формирование личности, готовой к ответственному самостоятельному выбору и осознанному проектированию собственной жизни. В качестве одного из педагогических средств, способствующих воспитанию свободной личности, готовой нести ответственность за себя, свое поведение, обозначена социально-ориентирующая игра. Ее применение наиболее рельефно видится авторами в условиях дополнительного образования, предоставляющего широкие возможности для самореализации личности с учетом ее интересов, индивидуальных возможностей и способностей. В статье рассмотрены характерные особенности социально-ориентирующих игр, их функции, принципы их построения. Сделан обоснованный вывод о том, что применение социально-ориентирующих игр способствует саморазвитию ее участников, накоплению копинг-ресурсов, формирует социальную компетентность. Существенно то, что в процессе социально-ориентирующих игр создаются условия, ориентированные на проведение участниками нравственной рефлексии своего поведения и нравственной экспертизы происходящих событий, что позволяет говорить о направленности данного педагогического средства на формирование экзистенциальной и рефлексивной сфер личности, т.е. за осознание, принятие и трансляцию ценностей и идеалов личности.

Ключевые слова:
социально-ориентирующая игра, экзистенциальная педагогика, выбор, воспитание, воспитательный потенциал
Список литературы

1. Антопольская Т.А., Панов В.И., Силаков А.С. Моделирование развития субъектности подростков поколения Z в условиях социально-обогащенной среды дополнительного образования // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. — №3. — С.43—50.

2. Байбородова Л. В. Особенности организации дополнительного образования сельских школьников // Журнал педагогических исследований. — 2020. — Т.5. — № 6. — С. 33—42.

3. Герасимов П. С. Активизация инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса посредством применения новых форм работы (квестов, квизов) // Журнал педагогических исследований. – 2022. – Т.7. – № 4. – С. 68-72.

4. Голованов В. П. Современное дополнительное образование – пространство счастливого и успешного детства // Педагогическое искусство. — 2021. — №2. — С.83—89.

5. Евладова Е. Б. Самоорганизация – перспективная возможность развития дополнительного образования и внеурочной деятельности школьников // Образовательная панорама. — 2018. — №1(9). — С.71—76.

6. Золотарева А. В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей : учебное пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во «Юрайт», 2020. — 286 с.

7. Иванова И.В. Саморазвитие как реализация проекта жизни: глава в монографии // Теоретико-методологические основания экзистенциальной педагогики : коллективная монография. – В 2-х тт. - Том.2 / под науч.ред. М.И. Рожкова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2023.– 319с. - С.183-213.

8. Иванова И.В., Рожков М.И. Преодоление как фактор саморазвития // Образование и саморазвитие. – 2024. – Т.19. – №2. – С.54-69. DOI:https://doi.org/10.26907/esd.19.2.05

9. Исакова М. Г. Новые подходы формирования мотивации к саморазвитию у молодежи в условиях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. – 2022. – Т.7. – № 3. – С. 57-61.

10. Костикова В. Л. Воспитание и социализация обучающихся в условиях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. – 2022. – Т.7. – № 3. – С. 62-66.

11. Куприянов Б.В, Рожков М.И, Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. Учебно-методическое пособие. -М.: Владос, 2000.-256 с.

12. Логинова Л. Г. Точки отсчета изменения дополнительного образования детей в контексте современных вызовов // Воспитание школьников. — 2020. — №1. — С.58—63.

13. Мирошкина М.Р. Разные поколения – разный педагогический подход // Школьные технологии. — 2014. — № 2. — С.8—20.

14. Осипов Г.В., Осмоловская Т.В., Онипченко О.Г. Дополнительное образование как фактор гармоничного развития личности // HYPERLINK "https://elibrary.ru/contents.asp?id=48283125"Образовательные технологии. – 2022. – HYPERLINK "https://elibrary.ru/contents.asp?id=48283125&selid=48283139"№4. – С.87-95.

15. Репринцев А. В. Риски и противоречия формирования ценностно-смысловой сферы личности в «цифровую» эпоху // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики. Монография. – Ярославль: ЯГПУ, 2023. — С. 143—177.

16. Репринцев А. В. Современные подходы и опыт исследования ценностно-смысловой сферы подростков и молодежи // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: монография. — Ярославль: ЯГПУ, 2023. — С. 177—217.

17. Репринцева Е. А. Педагогика игры: теория, история, практика. - Курск : Изд-во Курс. гос. ун-та, 2005. - 421 с.

18. Рожков М. И., Иванова И. В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании в контексте экзистенциальных подходов в педагогике // Нижегородское образование. - 2017. - №4. - С.25-32.

19. Рожков М.И. Свобода и воспитание // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — №4. - С.8-12.

20. Рожков М.И., Иванова И.В. Коллектив и межличностные отношения современных детей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2022. – Т. 28. – № 2. – С. 5–11. DOI:  HYPERLINK "https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-5-11" \t "_blank"https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-5-11 HYPERLINK "https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-5-11" https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-5-11

21. Рожков М.И., Иванова И.В. Социально-ориентирующие игры как фактор экзистенциального выбора в условиях дополнительного образования // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. – 2024.- Т.7. – №1(22). – С.18-25 DOI:  HYPERLINK "https://doi.org/10.54072/26586568_2024_7_1_18" \t "_blank"https://doi.org/10.54072/26586568_2024_7_1_18

22. Сергеева Е.А., Обрезкова А.В. Использование возможностей дополнительного образования в формировании индивидуальной траектории успеха // Журнал педагогических исследований. – 2020. – Т.7. – № 5. – С.79-84.

23. «Цифровое поколение» и педагогические реалии современной России: материалы научно-практической интернет-конференции с международным участием ; под ред. М.Р. Мирошкиной, Е.Б. Евладовой, С.В. Лобынцевой. — М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2017. — 273с.

24. Хезинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня; пер. с нидерл. и примеч. В. В. Ошиса; общ. ред. и послесл. - М.: Прогресс, Прогресс – Академия, 1992. – 458с. ISBN 5-01-002053-X (в пер.).

25. Шакуров, Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р.Х. Шакуров // Вопросы психологии. — 2001. — №1. — С.13—16.

26. Шмаков С.А. Игры учащихся-феномен культуры. – М.: Новая шк., 1994. - 238 с. ISBN 5-7301-0064-7.

27. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 358с. ISBN 5-691-00256-2.

28. Яковлев С.В. Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников // Среднее профессиональное образование. − 2008. − № 2. − С. 8−10.

29. Яковлев С.В. Воспитанность как социокультурная идентичность систем ценностей базовой культуры личности и традиционной культуры общества // Журнал педагогических исследований. - 2024. – Т.9. - №1. - С.54-68.

30. Dimmock M. Defining generations: Where millennials end and post-millennials begin, pew research center. – 2019. Available at: HYPERLINK "http://www/" https://www. pewresearch.org/fact-tank/2019/01/17/where-millennials-end-and-generation-z-begins/] (дата обращения: 20.06.2024).

31. McCrindle M. Generations Defi McCrindle Research Center. — 2019. Available at: https://mccrindle.com.au/wp-content/uploads/2018/03/ Generations-Defined-Sociologically.pdf (дата обращения: 20.06.2024).

32. Smirnov R.G. Operationalization of the “Online Generation” phenomenon // Digital sociology. — 2019. — Vol. 2. — No 4. — Рp. 31—38. DOI:https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-4-31-38 (дата обращения: 20.06.2024).

33. Twenge J. How Are Generations Named? Trend. The Pew Charitable Trusts. — 2018. Available at: https://trend.pewtrusts.org/en/archive/winter-2018/ foreword-how-are-generations-named. (дата обращения: 20.06.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?