Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Актуальность представленного исследования определяется тем, что по мере развития постиндустриального общества все больше внимания придается экономике знаний, базовыми составляющими которой является генерация и обучение новым знаниям. При этом принципиальное значение имеет накопление организациями этих знаний в конкурентной борьбе. В настоящее время сложилось достаточно много подходов к рассмотрению обучения в звеньях «индивид-группа-организация» и как процессов, и как моделируемых структур, в том числе в интересах стратегического развития организации. В то же время очевидным недостатком известных подходов является гипотеза о монотонном наращивании объемов знаний в организации без учета социально-экономических проблем, возникающих в процессе приобретения и использования новых знаний. Целью представленных исследований является выявление проблем реализации подходов к обучению в звеньях «индивид-группа-организация» в интересах наращивания объемов знаний, обусловленных социально-экономическими аспектами приобретения и использования новых знаний в конкурентной среде, с позиций стратегического развития. Научная новизна полученных результатов заключается в выделении ключевой проблемы перехода от подразумеваемых знаний к явным, обусловленной агентскими конфликтами, связанными с правами на этот вид неосязаемого актива между индивидуумом, генерирующим новые знания, и организацией, стремящейся донести эти знания посредством обучения до своих сотрудников. Практическая значимость результатов исследований заключается в возможности их использования при реализации подходов к обучению в звеньях «индивид-группа-организация» как в рамках концепции управления на основе использования человеческого капитала в 2030-е годы, так и в рамках концепции управления на основе использования интеллектуального капитала организации в 2040 -е годы.
социально-экономические проблемы, реализация подходов к обучению, звенья «индивид-группа-организация», наращивание объемов знаний
1. Argyris, C. «Teaching Smart People How to Learn». Harvard Business Review (69, 3, May–June 1991: 99–109).
2. Argyris, C. Increasing Leadership Effectiveness (New York: Wiley, 1976).
3. Argyris, C., and Schon, D. A. Organizational Learning: A Theory of Action Perspective (Read ing, MA: Addison-Wesley, 1978).
4. Cyert, R. M., and March, J. G. A Behavioral Theory of the Firm (Englewood Cliffs, NJ: Pren tice Hall, 1963).
5. Howkins, John. The creative economy: How people make money from ideas / John Howkins. - London [etc.]: Allen Lane: Penguin press, 2001. - 263 p.
6. Nonaka, I., and Takeuchi, H. The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation (New York; Oxford University Press, 1995).
7. Normann, R. Management for Growth (New York: Wiley, 1977).
8. Polanyi, M. The Tacit Dimension. London: Routledge &. Kegan Paul, 1966.
9. Schon, D. A. «Organizational Learning». In G. Morgan, ed., Beyond Method: Strategies for Social Research (Beverly Hills, CA: Sage, 1983).
10. Senge, P. M. The Fifth Discipline: The Art and Practice of the Learning Organization (New York: Doubleday, 1990)
11. Игнатьева А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Осинкин В.Н., Тебекин А.В. Прогнозирование направления развития теоретико-методологических разработок в области управления в 2030-2040-е годы. // Журнал экономических исследований. — 2024. — №4. — С. 3-11.
12. Минцберг Г. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 367 с.
13. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Логический инкрементализм как базовая основа формирования стратегий развития в научной школе обучения Ч. Линдблома. // Транспортное дело России. 2023. № 4. С. 81-88.
14. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. проблемы и перспективы развития НИО.2 в рамках шестого технологического уклада. // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С.Ю. Витте. 2022. Т. 1. № 2. С. 57-75.
15. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Философия школы обучения Ч. Линдблома: эффективность на смену эффектности. // Транспортное дело России. 2023. № 3. С. 43-48.
16. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров / А. В. Тебекин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 481 с.
17. Тебекин А.В. Использование базовых положений школы обучения Ч. Линдблома в интересах развития системы образования с учетом вызовов ХХI века. // Журнал педагогических исследований. 2024. Т. 9. № 1. С. 30-43.
18. Тебекин А.В. Использование постулатов школы обучения стратегического менеджмента в интересах развития персонала организации с учетом вызовов ХХI века. // Теоретическая экономика. 2024. № 2 (110). С. 66-79.
19. Тебекин А.В. Использование стратегии обучения в развитии профессиональной организации: теоретико-методологический аспект. // Профессиональное образование в современном мире. 2023. Т. 13. № 4. С. 623-636.
20. Тебекин А.В. К вопросу о формировании концепции менеджмента 2030-х гг. / А.В.Тебекин // Вестник Московского финансово-юридического университета. — 2019. — №2. — С. 168-176.
21. Тебекин А.В. Парадигма ориентации на разработку эффективных стратегий взамен стратегий с эффектными формулировками в школе обучения Ч. Линдблома. // Журнал философских исследований. 2023. Т. 9. № 2. С. 42-54.
22. Тебекин А.В. Переход от формулирования стратегии к ее формированию как путь обеспечения эффективности развития в школе обучения Ч. Линдблома. // Транспортное дело России. 2023. № 6. С. 146-151.
23. Тебекин А.В. Постулаты школы обучения стратегического менеджмента Чарльза Линдблома: философский аспект. // Журнал философских исследований. 2023. Т. 9. № 3. С. 45-58.
24. Тебекин А.В. Философия инкрементализма как ключ к пониманию процессов формирования стратегий развития в школе обучения Ч. Линдблома. // Теоретическая экономика. 2023. № 8 (104). С. 12-24.
25. Тебекин А.В., Тебекин П.А. Влияние школ стратегического менеджмента и маркетинга на современное развитие подходов к управлению. // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2019. № 3. С. 14-23.