ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛИТИЧЕСКИХ КАМПАНИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье выявляется специфика использования цифровых технологий в политических кампаниях. В частности, на основе компаративного анализа сравнивается опыт использования данных технологий в политическом процессе США, ЕС и Российской Федерации. Отмечается, что наиболее часто в политических кампаниях задействуются технологии искусственного интеллекта, а именно таргетированная реклама, большие данные (Big Data) и использование криптовалюты, работающей на основе технологии блокчейна, для финансирования политических кампаний. Именно в этом направлении идет и разработка нормативно-правовых актов, регулирующих применение цифровых технологий. Недостаточная исследованность апробации и последующего применения в политической сфере цифровых технологий предоставляет значительные возможности для изучения. Целью статьи является выявление основных направлений использования цифровых технологий в политических кампаниях. Для анализа полученных результатов применялись следующие общенаучные методы: описание, анализ, синтез. Важную роль играл метод компаративного анализа, позволяющий сравнить применение цифровых технологий в США, странах ЕС и России, а также получить наиболее репрезентативные показатели. Авторами были разработаны критерии и индикаторы сравнения использования основных цифровых технологий различными странами и проведена их оценка по 5-балльной шкале. Также в статье использовался SWOT-анализ для выявления сильных и слабых сторон внедрения цифровых технологий в политических кампаниях, а также демонстрации возможностей и угроз их применения. Результаты компаративного и SWOT-анализа показали, что использование цифровых технологий в Российской Федерации и Европейском союзе находятся примерно на одинаковом уровне, исключение составляет внедрение Big Data - в ЕС он значительно выше. Самая высокая степень имплементации цифровых технологий характерна для США. В статье выявлена прямая взаимосвязь между степенью нормативно-правового регулирования сквозных технологий и уровнем их распространения, что свидетельствует о необходимости соблюдения разумного баланса в законодательном регулировании инновационных технологий. Также прослеживается тенденция к росту использования цифровых технологий в российской политической практике, что повышает ответственность политических акторов за обеспечение безопасности персональных данных граждан. В статье делается вывод, что развитие и внедрение цифровых технологий в современную российскую политическую жизнь требует разработки нормативно-правовой базы с целью защиты частной жизни граждан и обеспечения этичности и прозрачности их применения. Государство должно выступить координирующим посредником между политическими акторами и ИТ-кампаниями с целью разработки и интеграции цифровых технологий в политические кампании различного уровня.

Ключевые слова:
цифровые технологии, политическая кампания, таргетированная реклама, Big Data, блокчейн, искусственный интеллект
Список литературы

1. Алексеев Р.А. Искусственный интеллект на службе государства: аргументы «за» и «против» // Журнал политических исследований. 2020. Т. 4. № 2. С. 58-69. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-6295-2020-58-69; EDN: https://elibrary.ru/TPVBSJ

2. Анисимова А.С. Правовая политика в сфере искусственного интеллекта: глобальный уровень// Юридическая мысль. 2019. № 4-5 (114-115). С. 8-17. DOI: https://doi.org/10.25839/MATGIP.2020.39.28.001; EDN: https://elibrary.ru/ZGHPMX

3. Бычков В.В. Искусственный интеллект: государственная политика и векторы применения // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2020. № 4 (30). С. 45-50. EDN: https://elibrary.ru/YPGCLG

4. Володенков С.В. Влияние технологий интернет-коммуникаций на современные общественно-политические процессы: сценарии, вызовы и акторы // Мониторинг. 2019. № 5(153). С. 341-364. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.16; EDN: https://elibrary.ru/SZERHF

5. Володенков С.В. Total Data как феномен формирования политической постреальности // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 3. С. 409-415. DOI: https://doi.org/10.25513/2312-1300.2017.3.409-415; EDN: https://elibrary.ru/ZSUEIJ

6. Ильина Е.М. Политика и управление в условиях цифровой трансформации: политологический ракурс искусственного интеллекта // Ars Administrandi (Искусство управления). 2022. Т. 14. № 3. С. 403-421. DOI: https://doi.org/10.17072/2218-9173-2022-3-403-421; EDN: https://elibrary.ru/HXYEBE

7. Лятовец А.Ю, Мозгунова Е.А. Роль новых информационных технологий в избирательной кампании Дональда Трампа на выборах президента Соединенных Штатов Америки 2016 года // Огарев-Online. 2022. № 6. С. 1-7. EDN: https://elibrary.ru/VUSCJF

8. Мухаметов Д.Р. Технологии big data в политических процессах: возможности и риски// Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. № 6(42). С. 143-149. DOI: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-6-143-149; EDN: https://elibrary.ru/XNGKJL

9. Нигматова А.В. Опыт гос. управления «большими данными» в США // Вестник науки и образования. 2018. № 17-1(53). С. 117-119. EDN: https://elibrary.ru/VNXGHO

10. Околышев Д.А. Реализация государственной политики в области развития искусственного интеллекта в современных социально-экономических системах // Муниципальная академия. 2022. № 3. С. 60-66. DOI: https://doi.org/10.52176/2304831X_2022_03_60; EDN: https://elibrary.ru/KVJEOF

11. Сакулин С.В. Political big data: новая форма коммуникация, или угроза манипулирования массовым сознанием // Обозреватель - Observer. 2019. № 2(349). С. 66-76. EDN: https://elibrary.ru/YXSBNB

12. Сигалов К.Е., Салин П.Б., Чувальникова А.С. Применение технологии блокчейн в праве, политике и государственном управлении // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2018. № 4. С. 565-580. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2018-22-4-565-580; EDN: https://elibrary.ru/ZHFCAH

13. Синицына Ю.В. Проблемы искусственного интеллекта и вызовы политике // Молодежный научно-технический вестник. 2013. № 5. С. 50. EDN: https://elibrary.ru/QZGZJN

14. Федорченко С.Н. Феномен искусственного интеллекта: гражданин между цифровым аватаром и политическим интерфейсом // Журнал политических исследований. 2020. Т. 4. № 2. С. 34-57. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-6295-2020-34-57; EDN: https://elibrary.ru/EBNGSH

Войти или Создать
* Забыли пароль?