ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена исследованию особенностей развития рынка медицинских услуг в Российской Федерации в условиях усиления воздействия турбулентных факторов со стороны внешней среды, что требует не только индивидуализации подходов к каждому из субъектов этого рынка, но и уточнения теоретических положений, порождающих вариативность в процессе обеспечения эффективного функционирования рынка медицинских услуг. Региональный аспект в процессе функционирования рынка медицинских услуг в РФ становится дополнительным факторов учета. Это определяется тем, что региональный рынки медицинских услуг довольно сильно дифференцированы. Целью статьи является изучение сложившейся практики оказания медицинских услуг населению страны, зависящих как от внешнего турбулентного воздействия, так и от мер государственного регулирования, а также уровня развития смежных отраслей хозяйствования. В рамках исследования изучены сущностные положения функционирования рынка медицинских услуг в России, определены основные участники рынка медицинских услуг, предложены решения по оптимизации процесса предоставления медицинских услуг в новых для России условиях хозяйствования. В исследовании показано, что новые вызовы несут не только угрозы, но и возможности. Однако для эффективного использования таких возможностей необходимо повышение уровня системного представления о роли государства в становлении и развитии рынка медицинских услуг на региональном уровне.

Ключевые слова:
рынок медицинских услуг, государственное регулирование, участники рынка медицинских услуг, политико-экономическая турбулентность
Текст

Введение

Текущее состояние и тенденции развития российской экономики, оказавшейся под санкционным ударом со стороны недружественных стран, требует пересмотра значительного количества базовых положений, характеризующих национальную экономическую систему, с целью установления новых взаимосвязей, позволяющих восполнить пробелы и нивелировать вызовы и угрозы, обусловленные попытками исключения РФ из системы западо-центричных внешнеэкономических взаимодействий [1]. Поиски противосанкционных решений, мероприятий по импортозамещению в этих условиях вышли на первый план. И это естественно и ожидаемо.

Следствием такого развития событий явились попытки обращения к советскому опыту экономического регулирования, в частности – путем введения в российскую экономическую модель элементов мобилизационной экономики. В результате, в классической дилемме «план – рынок» возникла тенденция к усилению в экономике планового начала. И это стремление и ученых, и специалистов-практиков (особенно представляющих стратегически значимые отрасли промышленности и органы публичного управления) к усилению плановости в может разбалансировать экономику страны. Может вытеснить из поля зрения такую важную составляющую экономического регулирования, как необходимость формирования рынка, основанного на удовлетворении нужд потребителей, диктующих тренд как текущего, так и стратегического развития.

Между тем, развитие рынков потребительских товаров и услуг нам представляется особо значимым, т.к. именно на рыночной основе удается наиболее полно и всесторонне удовлетворять потребности граждан, даже весьма специфичные. Для сферы здравоохранения, её ключевой составляющей – отрасли медицинских услуг – государство вытроило систему, в которой основу дальнейшего функционирования рынка составляют государственные программы, горизонт планирования которых ограничен десятью годами. Такой подход, по нашему мнению, с одной стороны, вызывает стабильность рынка. Но, с другой стороны, несколько снижает роль государства, т.к. в условиях наблюдаемой сегодня политико-экономической турбулентности в экономике замедляет скорость его реакции на происходящие изменения.

Сама проблема становления рынка, в том числе и медицинских услуг, имеющая стратегическую направленность, в современных условиях вытесняется задачами текущего развития, при решении которых на учитывается межотраслевой характер возникающих проблем. Угрозы со стороны внешней среды, ставшие триггером для пересмотра взаимоотношений в сфере медицинских услуг, инициируют меры, приоритетность которых не вызывает сомнения, но требует рассмотрения с учетом сложившихся внутренних проблем, не всегда становящихся следствием проявления факторов внешней среды. Вся совокупность задач отражает особенности текущего периода, в котором преодоление последствий воздействия факторов со стороны внешней среды целесообразно в сжатые сроки, а решении проблем, сложившихся внутри страны, требует долгосрочного планирования.

При этом, реализуемые мероприятия не должны приводить к разбалансировке системы оказания медицинских услуг в РФ в целом, в чем, по нашему мнению, и будет проявляться прогресс в становлении в России рынка медицинских услуг. Влияние санкций на экономику России в целом, региональные рынки, население становится одним из актуальных направлений исследований в последнее время [2, 3, 4, 5, 6, 7]. При этом, межотраслевым взаимодействиям, как и сущностным положениям становления отдельных отраслей и сфер народного хозяйства РФ уделяется, на наш взгляд, меньше внимания [8, 9, 10, 11].

В результате, для развития всего народнохозяйственного комплекса России стал свойственен перекос, который проявляется в мерах поддержки со стороны государства, в их асимметрии. Для рынка медицинских услуг, который представлен как государственными, так и частными организациями по оказанию медицинских услуг в России, различия усиливаются за счет необходимости обеспечения конкурентной борьбы без зарегулированности со стороны государства деятельности отдельных субъектов рынка медицинских услуг.

Список литературы

1. Анисимова Я. А., Плотников В. А. Экономическая безопасность, санкции и переориентация российских внешнеторговых потоков. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент; 2023; 2; 10-23.

2. Юсуфова А. М. Экономическая безопасность предприятий: подходы к обеспечению в условиях современной политико-экономической турбулентности. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета; 2023; 6-1 (144); 188-193.

3. Смешко О. Г., Ильясов Р. Х., Плотников В. А. Миграция как фактор устойчивости региональных экономических систем: сплайн-анализ структурных изменений связи. Экономика и управление; 2023; 12; 1417-1432.

4. Плотников А. В., Ягунова Н. А. Обеспечение конкурентоспособности как основа экономической безопасности в условиях современной политико-экономической турбулентности. Технико-технологические проблемы сервиса; 2024; 1 (67); 92-96.

5. Плотников В. А. Выбор инструментов регулирования экономики региона в условиях политико-экономической турбулентности: подход с позиций концепции ноономики. Экономическое возрождение России; 2023; 3 (77); 57-68.

6. Плотников В. А. Особенности стратегического управления организациями в условиях современного санкционного давления. Естественно-гуманитарные исследования; 2023; 4 (48); 547-551.

7. Погодина В. В., Редькина Т. М., Смирнов А. А. Вызовы экономической безопасности России в условиях проведения специальной военной операции. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета; 2023; 5 (143); 82-85.

8. Крюков В. А., Суслов Н. И., Ягольницер М. А. Подход к формированию концепции комплексного развития азиатской России: от проблем к проектам, от проектов к сценариям. Интерэкспо Гео-Сибирь; 2021; 1; 3-15.

9. Костенников М. В., Куракин А. В. К вопросу о соотношении и эффективной реализации государственных и социальных услуг. Государство и право; 2022; 3; 41-52.

10. Карцхия А. А. Цифровая медицина - реальность сегодняшнего дня. Экономические и социальные проблемы России; 2021; 2 (46); 132-142.

11. Румянцев Н. М., Широкова Е. Ю., Суприкян Г. Н. Здравоохранение как отраслевой драйвер экономического роста. Проблемы развития территории; 2023; 5; 27-40.

12. Цветова Г. В., Полонникова Е. К. Рынок медицинских услуг в региональном измерении. Власть и управление на Востоке России; 2021; 1 (94); 93-100.

13. Пивень Д. В., Кицул И. С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Менеджер здравоохранения; 2014; 1; 31.

14. Омельяновский В. В., Лукъянцева Д. В., Сисигина Н. Н. Анализ зарубежной практики планирования сети медицинских организаций Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология; 2022; 3; 340-352.

15. Вертакова Ю. В., Клевцова М. Г., Положенцева Ю. С., Некипелова А. С. Дифференциация регионов в соответствии с фазами развития: модифицированная методика оценки структурного цикла. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета; 2015; 3; 15-19.

16. Лю Яи. Методы оценки дифференциации регионального экономического развития. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии; 2022; 2; 10-14.

17. Мороз Н. А., Плотников В. А. Дифференциация российского экономического пространства как фактор обеспечения экономической безопасности. Экономика и управление; 2018; 1; 70-78.

18. Мэнда Ли. Региональная дифференциация и ее связь с экономической безопасностью. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии; 2023; 3 (57); 9-13.

19. Елохина Л. Н. Трансформация модели рынка медицинских услуг в цифровой экономике России: ключевые проблемы теоретического осмысления. Экономика и управление; 2022; 8; 802-807.


Войти или Создать
* Забыли пароль?