THE IMPACT OF POLITICAL AND ECONOMIC TURBULENCE ON THE DEVELOPMENT OF REGIONAL MEDICAL SERVICES MARKETS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the study of the peculiarities of the development of the medical services market in the Russian Federation in conditions of increased environmental factors, which requires not only individualization of approaches to each of the participants, but also clarification of theoretical provisions that generate variability in the process of further ensuring the effective functioning of the medical services market. The regional aspect in the process of functioning of the medical services market in the Russian Federation becomes an additional factor of accounting. The purpose of this article is to study the established practice of providing medical services to the population of the country, depending on both external influences, government regulation measures, and the development of related industries. As part of the study, the essential provisions of the functioning of the medical services market in Russia were studied, the main participants in the medical services market were identified, and solutions were proposed to optimize the process of providing medical services in new economic conditions for Russia. The study shows that new challenges bring not only threats, but also opportunities. However, in order to effectively use such opportunities, it is necessary to increase the systemic understanding of the role of the state in the formation and development of the medical services market at the regional level.

Keywords:
medical services market, government regulation, medical services market participants, political and economic turbulence
Text

Введение

Текущее состояние и тенденции развития российской экономики, оказавшейся под санкционным ударом со стороны недружественных стран, требует пересмотра значительного количества базовых положений, характеризующих национальную экономическую систему, с целью установления новых взаимосвязей, позволяющих восполнить пробелы и нивелировать вызовы и угрозы, обусловленные попытками исключения РФ из системы западо-центричных внешнеэкономических взаимодействий [1]. Поиски противосанкционных решений, мероприятий по импортозамещению в этих условиях вышли на первый план. И это естественно и ожидаемо.

Следствием такого развития событий явились попытки обращения к советскому опыту экономического регулирования, в частности – путем введения в российскую экономическую модель элементов мобилизационной экономики. В результате, в классической дилемме «план – рынок» возникла тенденция к усилению в экономике планового начала. И это стремление и ученых, и специалистов-практиков (особенно представляющих стратегически значимые отрасли промышленности и органы публичного управления) к усилению плановости в может разбалансировать экономику страны. Может вытеснить из поля зрения такую важную составляющую экономического регулирования, как необходимость формирования рынка, основанного на удовлетворении нужд потребителей, диктующих тренд как текущего, так и стратегического развития.

Между тем, развитие рынков потребительских товаров и услуг нам представляется особо значимым, т.к. именно на рыночной основе удается наиболее полно и всесторонне удовлетворять потребности граждан, даже весьма специфичные. Для сферы здравоохранения, её ключевой составляющей – отрасли медицинских услуг – государство вытроило систему, в которой основу дальнейшего функционирования рынка составляют государственные программы, горизонт планирования которых ограничен десятью годами. Такой подход, по нашему мнению, с одной стороны, вызывает стабильность рынка. Но, с другой стороны, несколько снижает роль государства, т.к. в условиях наблюдаемой сегодня политико-экономической турбулентности в экономике замедляет скорость его реакции на происходящие изменения.

Сама проблема становления рынка, в том числе и медицинских услуг, имеющая стратегическую направленность, в современных условиях вытесняется задачами текущего развития, при решении которых на учитывается межотраслевой характер возникающих проблем. Угрозы со стороны внешней среды, ставшие триггером для пересмотра взаимоотношений в сфере медицинских услуг, инициируют меры, приоритетность которых не вызывает сомнения, но требует рассмотрения с учетом сложившихся внутренних проблем, не всегда становящихся следствием проявления факторов внешней среды. Вся совокупность задач отражает особенности текущего периода, в котором преодоление последствий воздействия факторов со стороны внешней среды целесообразно в сжатые сроки, а решении проблем, сложившихся внутри страны, требует долгосрочного планирования.

При этом, реализуемые мероприятия не должны приводить к разбалансировке системы оказания медицинских услуг в РФ в целом, в чем, по нашему мнению, и будет проявляться прогресс в становлении в России рынка медицинских услуг. Влияние санкций на экономику России в целом, региональные рынки, население становится одним из актуальных направлений исследований в последнее время [2, 3, 4, 5, 6, 7]. При этом, межотраслевым взаимодействиям, как и сущностным положениям становления отдельных отраслей и сфер народного хозяйства РФ уделяется, на наш взгляд, меньше внимания [8, 9, 10, 11].

В результате, для развития всего народнохозяйственного комплекса России стал свойственен перекос, который проявляется в мерах поддержки со стороны государства, в их асимметрии. Для рынка медицинских услуг, который представлен как государственными, так и частными организациями по оказанию медицинских услуг в России, различия усиливаются за счет необходимости обеспечения конкурентной борьбы без зарегулированности со стороны государства деятельности отдельных субъектов рынка медицинских услуг.

References

1. Anisimova Ya. A., Plotnikov V. A. Ekonomicheskaya bezopasnost', sankcii i pereorientaciya rossiyskih vneshnetorgovyh potokov. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment; 2023; 2; 10-23.

2. Yusufova A. M. Ekonomicheskaya bezopasnost' predpriyatiy: podhody k obespecheniyu v usloviyah sovremennoy politiko-ekonomicheskoy turbulentnosti. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta; 2023; 6-1 (144); 188-193.

3. Smeshko O. G., Il'yasov R. H., Plotnikov V. A. Migraciya kak faktor ustoychivosti regional'nyh ekonomicheskih sistem: splayn-analiz strukturnyh izmeneniy svyazi. Ekonomika i upravlenie; 2023; 12; 1417-1432.

4. Plotnikov A. V., Yagunova N. A. Obespechenie konkurentosposobnosti kak osnova ekonomicheskoy bezopasnosti v usloviyah sovremennoy politiko-ekonomicheskoy turbulentnosti. Tehniko-tehnologicheskie problemy servisa; 2024; 1 (67); 92-96.

5. Plotnikov V. A. Vybor instrumentov regulirovaniya ekonomiki regiona v usloviyah politiko-ekonomicheskoy turbulentnosti: podhod s poziciy koncepcii noonomiki. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii; 2023; 3 (77); 57-68.

6. Plotnikov V. A. Osobennosti strategicheskogo upravleniya organizaciyami v usloviyah sovremennogo sankcionnogo davleniya. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya; 2023; 4 (48); 547-551.

7. Pogodina V. V., Red'kina T. M., Smirnov A. A. Vyzovy ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii v usloviyah provedeniya special'noy voennoy operacii. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta; 2023; 5 (143); 82-85.

8. Kryukov V. A., Suslov N. I., Yagol'nicer M. A. Podhod k formirovaniyu koncepcii kompleksnogo razvitiya aziatskoy Rossii: ot problem k proektam, ot proektov k scenariyam. Interekspo Geo-Sibir'; 2021; 1; 3-15.

9. Kostennikov M. V., Kurakin A. V. K voprosu o sootnoshenii i effektivnoy realizacii gosudarstvennyh i social'nyh uslug. Gosudarstvo i pravo; 2022; 3; 41-52.

10. Karchiya A. A. Cifrovaya medicina - real'nost' segodnyashnego dnya. Ekonomicheskie i social'nye problemy Rossii; 2021; 2 (46); 132-142.

11. Rumyancev N. M., Shirokova E. Yu., Suprikyan G. N. Zdravoohranenie kak otraslevoy drayver ekonomicheskogo rosta. Problemy razvitiya territorii; 2023; 5; 27-40.

12. Cvetova G. V., Polonnikova E. K. Rynok medicinskih uslug v regional'nom izmerenii. Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii; 2021; 1 (94); 93-100.

13. Piven' D. V., Kicul I. S. Kontrol' kachestva i bezopasnosti medicinskoy deyatel'nosti. Menedzher zdravoohraneniya; 2014; 1; 31.

14. Omel'yanovskiy V. V., Luk'yanceva D. V., Sisigina N. N. Analiz zarubezhnoy praktiki planirovaniya seti medicinskih organizaciy Farmakoekonomika. Sovremennaya farmakoekonomika i farmakoepidemiologiya; 2022; 3; 340-352.

15. Vertakova Yu. V., Klevcova M. G., Polozhenceva Yu. S., Nekipelova A. S. Differenciaciya regionov v sootvetstvii s fazami razvitiya: modificirovannaya metodika ocenki strukturnogo cikla. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta; 2015; 3; 15-19.

16. Lyu Yai. Metody ocenki differenciacii regional'nogo ekonomicheskogo razvitiya. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, social'naya sfera, tehnologii; 2022; 2; 10-14.

17. Moroz N. A., Plotnikov V. A. Differenciaciya rossiyskogo ekonomicheskogo prostranstva kak faktor obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti. Ekonomika i upravlenie; 2018; 1; 70-78.

18. Menda Li. Regional'naya differenciaciya i ee svyaz' s ekonomicheskoy bezopasnost'yu. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, social'naya sfera, tehnologii; 2023; 3 (57); 9-13.

19. Elohina L. N. Transformaciya modeli rynka medicinskih uslug v cifrovoy ekonomike Rossii: klyuchevye problemy teoreticheskogo osmysleniya. Ekonomika i upravlenie; 2022; 8; 802-807.


Login or Create
* Forgot password?