с 01.01.2019 по 01.01.2019
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 60 Общественные науки в целом
Рассматриваются методологические основания изучения правового концепта современного демократического режима, сопоставляется теоретико-правовой и политологический контексты анализа данного феномена. Отмечается, что правовой концепт современного демократического режима отражает закономерности развития правового бытия и базируется на следующих принципах: народном суверенитете, верховенстве правового закона, легальном и легитимном существовании государственной власти, правовом характере государственного принуждения, взаимной ответственности государства и личности, а также государства и общества; развитости гражданского правосознания; независимости судебной власти и справедливом разрешении публично-правовых споров; соблюдении государством прав и свобод человека.
правовой концепт, современный демократический режим, народный суверенитет, правовой закон, государственное принуждение, гражданское правосознание, судебная власть
С начала ХХ столетия мы сталкиваемся с таким феноменом, как «массовая культура», появление которого сопровождается столкновением различных интересов, связанных с различием в культурогенезе широко взаимодействующих ныне социальных образований. Общепризнанным становится тот факт, что эти, подчас глубокие различия актуализируют как никогда ранее необходимость анализа исторического нарратива социальных организмов, тем более что в настоящее время мы оказались перед лицом формирования новых геополитических реалий и цивилизационных вызовов.
Как известно, зарождение демократии происходило в недрах западной цивилизации, что порой приводило исследователей к выводу об исключительности западноевропейского пути социального развития и оптимальности западной государственности, в то время как традиционные общества рассматривались как отстающие и неспособные самостоятельно выстроить свой собственный путь формирования демократического государственного режима.
Не оказалась в стороне и юридическая наука, в которой утверждается, что именно западное общество является носителем наиболее адекватной правовой идеи демократического режима[1]. Все эти вопросы требуют основательного изучения и обращения к различным методологическим основаниям и подходам в изучении правового концепта современного демократического режима.
Прежде всего обратимся к анализу отличий правового концепта от правового понятия или правовой идеи, отметив, что правовой концепт связан не только с рациональным уровнем познания, поскольку осуществляет рефлексию различных смысловых элементов, имеющих прямое отношение ко внерациональным способам постижения правовой реальности: «Содержание концепта включает в себя содержание наивного понятия, но не исчерпывается им, поскольку охватывает все множество прагматических элементов имени, проявляющихся в его сочетаемости. А сочетаемость имени отражает и логические, рациональные связи его десигната (денотата) с другими, и алогичные, иррациональные, отражающие эмоционально-оценочное восприятие мира человеком»[2].
Исходя из сказанного, отметим, что концепт современного демократического режима представляет собой некий смысловой конструкт в контексте правового дискурса, поскольку анализируется сквозь призму и в контексте закономерностей генезиса и развития государства и права, что создает обоснованные предпосылки для ухода от идеологической интерпретации и политизации демократического режима. Но правовой концепт современного демократического режима не подменяет одноименный политический концепт, а лишь обращается к одному из возможных контекстов, в которых данный концепт обретает свои правовые контуры и смыслы.
Итак, первое, на что следует обратить внимание, – это то, что правовой концепт современного демократического режима отражает только те аспекты современного демократического режима, которые являются предметом рассмотрения юридической науки в связи с теоретическим анализом правовых способов и форм осуществления государственной власти.
Второй момент методологии рассмотрения современного демократического режима связан с уяснения принципов теоретико-правового подхода к уяснению сущности правового концепта современного демократического режима. Научный подход к пониманию современного демократического режима основывается, с точки зрения автора, на следующих принципах:
– объективности. Данный принцип исходит из утверждения, что формулируемое знание должно базироваться не на субъективных предположениях, а на законах и закономерностях, которые установлены и определены в рамках обоснованной теоретической аргументации;
– полноты, которая требует завершенности характеристики предмета исследования во взаимосвязи и комплексе многообразия сторон данного объекта[3];
– определенности, что предполагает выделение предмета исследования правовой науки от предмета исследования других наук. И это вовсе не умаляет значение междисциплинарности в подходе к изучению правового концепта современного демократического режима, когда некоторые выводы, способы обоснования и утверждения переносятся в правовую науку из политологии, политической социологии. культурологии, политической истории, геополитики и других наук.
Указанные выше области научного знания в той или иной степени рассматривают понятие демократического режима, но наиболее близким к юриспруденции является политологический подход. Притом именно в политологии стало доминировать понимание государственного режима как разновидности политического режима, что связано с политизацией права. Особенно это характерно для советского периода развития науки о государстве. Но следование сложившейся традиции не позволяет дать объективную характеристику современному демократическому режиму, рассмотренному сквозь призму тех закономерностей, которые составляют суть теории государства и права.
Конечно, и теория государства и права, и политология формируют определенное понимание сущности государства, но если в политологии государство рассматривается как институт политической системы общества и отражает определенную трактовку политики, то в теории государства и права «основой государствопонимания является правопонимание»[4]. Поэтому здесь акцентируются регулятивные признаки государства, а также его право на законотворческую деятельность[5]. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что теоретико-правовой подход к анализу современного демократического режима в отличие от политологического подхода имеет своей целью анализ тех общих черт и особенностей указанного режима, которые являются элементом государства, рассматриваемого в контексте права.
Далее обратимся к методологическому анализу основных характеристик правового концепта современного демократического режима:
- Народный суверенитет.
В правовом дискурсе народный суверенитет – это право народа: «верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе»[6].
- Верховенства правового закона, выражающего волю народа.
Этот принцип правового концепта современного демократического режима диалектически взаимосвязан с принципом народного суверенитета, поскольку благодаря ему первичным источником права выступает именно воля народа. Верховенство правового закона может служить прочной опорой и надежной защитой от возможного произвола государственной власти, которая может реализовывать свои властные амбиции неправовым способом.
- Легальное осуществление государственной власти.
Этот принцип возможно реализовать только в условиях верховенства правового закона, выражающего волю народа, он дает возможность осуществить отчетность государственных лиц и органов, реализующих свои властные полномочия. Данный признак исходит из наличия определенных действующих нормативных актов, в большинстве стран таким законом является Конституция. Легальное осуществление государственной власти предполагает наличие в государстве порядка комплектования государственных органов, а также их законодательно закрепленные полномочия.
- Законность осуществляемого государством правового принуждения.
Существующие в каждом социуме правовые ценности соотносятся с общими принципами права, которым подчиняется государственное принуждение.
- Легитимность государственной власти.
Этот принцип означает право на реализацию властных полномочий, в то время как нелегитимность государственной власти – это «непризнание за ней права на руководящую роль в обществе … нивелирование ее как таковой»[7].
- Взаимная ответственность государства и личности, взаимная ответственность государства и общества.
Справедливости ради следует отметить, что этот принцип не всегда осуществляется только в правовой форме. Но для определения сущностных черт правового концепта современного демократического режима весьма значимым является именно факт реализации взаимной ответственности в рамках правоотношений., что основывается на идее справедливого наказания каждого члена общества, совершившего правонарушение.
- Гражданственность и развитость гражданского правосознания.
Гражданственность является важнейшей ценностью не только общественного, но и индивидуального правосознания. Индивид осознает сопричастность государственно-правовому бытию, признает важность интересов государства, к которому он принадлежит, не только для всего социума, но и для себя лично, а, следовательно, готов к активной реализации своей гражданской позиции.
- Независимость судебной власти.
Утверждение о необходимости соблюдения принципа независимости судебной власти вытекает из теории разделения властей. Оно означает смешение свойств современного демократического режима с характеристикой форм правления, поскольку взаимодействие органов государственной власти строится, исходя из принципа разделения властей.
- Соблюдение государством основных прав и свобод человека.
В демократическом государстве соблюдение прав человека оценивается как «теоретико-методологическая основа государственного управления»[8], но сами права человека по мере развития цивилизации меняются.
Итак, характеризуя методологические основания анализа правового концепта современного демократического режима, следует отметить отличия теоретико-правового подхода к изучению данного феномена от тех подходов, которые предложены в иных социально-гуманитарных науках. Правовой концепт современного демократического режима отражает универсальные характеристики последнего и базируется на следующих принципах: народном суверенитете, верховенстве правового закона, легальном и легитимном существовании государственной власти, правовом характере государственного принуждения, взаимной ответственностигосударства и личности, а также государства и общества; развитости гражданского правосознания; независимости судебной власти и справедливом разрешении публично-правовых споров; соблюдении государством прав и свобод человека.
1. Ветютнев, Ю. Ю. Познание государственно-правовых закономерностей: формы и принципы [Текст] / Ю. Ю. Ветютнев // Право и образование. – 2004. – № 5. – С. 80–86;
2. Государство, общество, личность: проблемы совместимости [Текст] / Под общ. ред. Р. А. Ромашова, Н. С. Нижник. – М. : Юристъ, 2005. – 303 с.
3. Зиновьев, А. В. Конституционное право России: Проблемы теории и практики [Текст] / А. В. Зиновьев. – СПб. : Герда, 2000. – 406 с.
4. Малахов, В. П. Общая теория права и государства. Курс лекций [Текст] / В. П. Малахов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. – 271 с.
5. Мамычев, А., Сухомлинов, А, Щеглов, Б. Уровни легитимности государственной власти и правового действия [Текст] / А. Мамычев, А. Сухомлинов, Б. Щеглов // Власть. – 2009. – № 12. – С. 136–139.
6. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства [Текст] / В. С. Нерсесянц. – М. : Норма, 2000. – 560 с.
7. Новак-Каляева, Л. Н. Императивы прав человека в демократическом обществе в контексте задач государственного управления [Текст] / Л. Н. Новак-Каляева // Вестник государственного и муниципального управления. – 2013. – № 2. – С. 27–35.
8. Овчинников, В. А. Суверенитет как государственно-правовое явление [Текст] / В. А. Овчинников // Управленческое консультирование. – 2013. – № 4. – С. 28–36.
9. Хорошильцев, А. И. Объект и предмет юридического познания: проблема соотношения [Текст] / А. Н. Хорошильцев // Вестник Воронежского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 99–106.
10. Чернейко, Л. О. Лингво-философский анализ абстрактного имени [Текст] / Л. О. Чернейко. – М. : Б.и., 1997. – 320 с.