from 01.01.2019 to 01.01.2019
Moskva, Moscow, Russian Federation
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 34 Право. Юридические науки
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 60 Общественные науки в целом
The methodological foundations of the study of the legal concept of the modern democratic regime are considered, the theoretical, legal and political contexts of the analysis of this phenomenon are compared. It is noted that the legal concept of the modern democratic regime reflects the patterns of development of legal existence and is based on the following principles: popular sovereignty, the supremacy of legal law, the legal and legitimate existence of state power, the legal nature of state coercion, the mutual responsibility of the state and the individual, as well as the state and society; development of civil legal consciousness; independence of the judiciary and fair resolution of public law disputes; the state's observance of human rights and freedoms.
Legal concept, modern democratic regime, popular sovereignty, legal law, state coercion, civil legal consciousness, judicial power
С начала ХХ столетия мы сталкиваемся с таким феноменом, как «массовая культура», появление которого сопровождается столкновением различных интересов, связанных с различием в культурогенезе широко взаимодействующих ныне социальных образований. Общепризнанным становится тот факт, что эти, подчас глубокие различия актуализируют как никогда ранее необходимость анализа исторического нарратива социальных организмов, тем более что в настоящее время мы оказались перед лицом формирования новых геополитических реалий и цивилизационных вызовов.
Как известно, зарождение демократии происходило в недрах западной цивилизации, что порой приводило исследователей к выводу об исключительности западноевропейского пути социального развития и оптимальности западной государственности, в то время как традиционные общества рассматривались как отстающие и неспособные самостоятельно выстроить свой собственный путь формирования демократического государственного режима.
Не оказалась в стороне и юридическая наука, в которой утверждается, что именно западное общество является носителем наиболее адекватной правовой идеи демократического режима[1]. Все эти вопросы требуют основательного изучения и обращения к различным методологическим основаниям и подходам в изучении правового концепта современного демократического режима.
Прежде всего обратимся к анализу отличий правового концепта от правового понятия или правовой идеи, отметив, что правовой концепт связан не только с рациональным уровнем познания, поскольку осуществляет рефлексию различных смысловых элементов, имеющих прямое отношение ко внерациональным способам постижения правовой реальности: «Содержание концепта включает в себя содержание наивного понятия, но не исчерпывается им, поскольку охватывает все множество прагматических элементов имени, проявляющихся в его сочетаемости. А сочетаемость имени отражает и логические, рациональные связи его десигната (денотата) с другими, и алогичные, иррациональные, отражающие эмоционально-оценочное восприятие мира человеком»[2].
Исходя из сказанного, отметим, что концепт современного демократического режима представляет собой некий смысловой конструкт в контексте правового дискурса, поскольку анализируется сквозь призму и в контексте закономерностей генезиса и развития государства и права, что создает обоснованные предпосылки для ухода от идеологической интерпретации и политизации демократического режима. Но правовой концепт современного демократического режима не подменяет одноименный политический концепт, а лишь обращается к одному из возможных контекстов, в которых данный концепт обретает свои правовые контуры и смыслы.
Итак, первое, на что следует обратить внимание, – это то, что правовой концепт современного демократического режима отражает только те аспекты современного демократического режима, которые являются предметом рассмотрения юридической науки в связи с теоретическим анализом правовых способов и форм осуществления государственной власти.
Второй момент методологии рассмотрения современного демократического режима связан с уяснения принципов теоретико-правового подхода к уяснению сущности правового концепта современного демократического режима. Научный подход к пониманию современного демократического режима основывается, с точки зрения автора, на следующих принципах:
– объективности. Данный принцип исходит из утверждения, что формулируемое знание должно базироваться не на субъективных предположениях, а на законах и закономерностях, которые установлены и определены в рамках обоснованной теоретической аргументации;
– полноты, которая требует завершенности характеристики предмета исследования во взаимосвязи и комплексе многообразия сторон данного объекта[3];
– определенности, что предполагает выделение предмета исследования правовой науки от предмета исследования других наук. И это вовсе не умаляет значение междисциплинарности в подходе к изучению правового концепта современного демократического режима, когда некоторые выводы, способы обоснования и утверждения переносятся в правовую науку из политологии, политической социологии. культурологии, политической истории, геополитики и других наук.
Указанные выше области научного знания в той или иной степени рассматривают понятие демократического режима, но наиболее близким к юриспруденции является политологический подход. Притом именно в политологии стало доминировать понимание государственного режима как разновидности политического режима, что связано с политизацией права. Особенно это характерно для советского периода развития науки о государстве. Но следование сложившейся традиции не позволяет дать объективную характеристику современному демократическому режиму, рассмотренному сквозь призму тех закономерностей, которые составляют суть теории государства и права.
Конечно, и теория государства и права, и политология формируют определенное понимание сущности государства, но если в политологии государство рассматривается как институт политической системы общества и отражает определенную трактовку политики, то в теории государства и права «основой государствопонимания является правопонимание»[4]. Поэтому здесь акцентируются регулятивные признаки государства, а также его право на законотворческую деятельность[5]. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что теоретико-правовой подход к анализу современного демократического режима в отличие от политологического подхода имеет своей целью анализ тех общих черт и особенностей указанного режима, которые являются элементом государства, рассматриваемого в контексте права.
Далее обратимся к методологическому анализу основных характеристик правового концепта современного демократического режима:
- Народный суверенитет.
В правовом дискурсе народный суверенитет – это право народа: «верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе»[6].
- Верховенства правового закона, выражающего волю народа.
Этот принцип правового концепта современного демократического режима диалектически взаимосвязан с принципом народного суверенитета, поскольку благодаря ему первичным источником права выступает именно воля народа. Верховенство правового закона может служить прочной опорой и надежной защитой от возможного произвола государственной власти, которая может реализовывать свои властные амбиции неправовым способом.
- Легальное осуществление государственной власти.
Этот принцип возможно реализовать только в условиях верховенства правового закона, выражающего волю народа, он дает возможность осуществить отчетность государственных лиц и органов, реализующих свои властные полномочия. Данный признак исходит из наличия определенных действующих нормативных актов, в большинстве стран таким законом является Конституция. Легальное осуществление государственной власти предполагает наличие в государстве порядка комплектования государственных органов, а также их законодательно закрепленные полномочия.
- Законность осуществляемого государством правового принуждения.
Существующие в каждом социуме правовые ценности соотносятся с общими принципами права, которым подчиняется государственное принуждение.
- Легитимность государственной власти.
Этот принцип означает право на реализацию властных полномочий, в то время как нелегитимность государственной власти – это «непризнание за ней права на руководящую роль в обществе … нивелирование ее как таковой»[7].
- Взаимная ответственность государства и личности, взаимная ответственность государства и общества.
Справедливости ради следует отметить, что этот принцип не всегда осуществляется только в правовой форме. Но для определения сущностных черт правового концепта современного демократического режима весьма значимым является именно факт реализации взаимной ответственности в рамках правоотношений., что основывается на идее справедливого наказания каждого члена общества, совершившего правонарушение.
- Гражданственность и развитость гражданского правосознания.
Гражданственность является важнейшей ценностью не только общественного, но и индивидуального правосознания. Индивид осознает сопричастность государственно-правовому бытию, признает важность интересов государства, к которому он принадлежит, не только для всего социума, но и для себя лично, а, следовательно, готов к активной реализации своей гражданской позиции.
- Независимость судебной власти.
Утверждение о необходимости соблюдения принципа независимости судебной власти вытекает из теории разделения властей. Оно означает смешение свойств современного демократического режима с характеристикой форм правления, поскольку взаимодействие органов государственной власти строится, исходя из принципа разделения властей.
- Соблюдение государством основных прав и свобод человека.
В демократическом государстве соблюдение прав человека оценивается как «теоретико-методологическая основа государственного управления»[8], но сами права человека по мере развития цивилизации меняются.
Итак, характеризуя методологические основания анализа правового концепта современного демократического режима, следует отметить отличия теоретико-правового подхода к изучению данного феномена от тех подходов, которые предложены в иных социально-гуманитарных науках. Правовой концепт современного демократического режима отражает универсальные характеристики последнего и базируется на следующих принципах: народном суверенитете, верховенстве правового закона, легальном и легитимном существовании государственной власти, правовом характере государственного принуждения, взаимной ответственностигосударства и личности, а также государства и общества; развитости гражданского правосознания; независимости судебной власти и справедливом разрешении публично-правовых споров; соблюдении государством прав и свобод человека.
1. Vetyutnev, Yu. Yu. Cognition of state-legal patterns: forms and principles [Text] / Yu. Yu. Vetyutnev // Law and education. - 2004. – No. 5. – pp. 80-86;
2. State, society, personality: compatibility problems [Text] / Under the general editorship of R. A. Romashov, N. S. Nizhnik. – M. : Jurist, 2005. – 303 p.
3. Zinoviev, A.V. Constitutional law of Russia: Problems of theory and practice [Text] / A.V. Zinoviev. – St. Petersburg : Gerda, 2000. – 406 p
4. Malakhov, V. P. General theory of law and the state. Course of lectures [Text] / V. P. Malakhov. – M. : UNITY-DANA: Law and law, 2018. – 271 p.
5. Mamychev, A., Sukhomlinov, A, Shcheglov, B. Levels of legitimacy of state power and legal action [Text] / A. Mamychev, A. Sukhomlinov, B. Shcheglov // Power. - 2009. – No. 12. – pp. 136-139.
6. Nersesyants, V. S. General theory of law and the state [Text] / V. S. Nersesyants. – M. : Norm, 2000. – 560 p.
7. Novak-Kalyaeva, L. N. Imperatives of human rights in a democratic society in the context of public administration tasks [Text] / L. N. Novak-Kalyaeva // Bulletin of State and Municipal Administration. - 2013. – No. 2. – pp. 27-35.
8. Ovchinnikov, V. A. Sovereignty as a state-legal phenomenon [Text] / V. A. Ovchinnikov // Managerial consulting. - 2013. – No. 4. – pp. 28-36.
9. Khoroshiltsev, A. I. The object and subject of legal knowledge: the problem of correlation [Text] / A. N. Khoroshiltsev // Bulletin of the Voronezh State University. - 2010. – No. 1. – pp. 99-106.
10. Cherneyko, L. O. Linguistic and philosophical analysis of an abstract name [Text] / L. O. Cherneyko. – M. : B.I., 1997. – 320 p.