Россия
В статье рассматривается одна из наиболее частотных и эффективных стратегий в структуре мошеннического дискурса, а именно, Стратегия апелляции к удаче. В рамках данной стратегии дифференцируются различные речевые тактики манипулятивного воздействия, типы сообщений и коммуникативные средства, используемые мошенником при воздействии на жертву с целью создания у нее определенного психологического состояния. Описываются различные роли, в которых могут выступать злоумышленники, особенности поведения в каждой из ролевых моделей в зависимости от сценария и планируемого злоумышленником результата воздействия. Показывается, каким образом у жертвы формируется психологическое состояние предвкушения внезапной удачи в каждом типе коммуникативного сценария. Выделяются основные тактики воздействия: Тактика создания ощущения жизненного успеха, Тактика предоставления средств достижения благополучия, Тактика внушения чувства исключительности. Содержание, методы коммуникативного воздействия, используемые технические и коммуникативные средства, особенности поведения участников коммуникации раскрываются для каждой тактики на материале сообщений о состоявшихся и несостоявшихся актах мошенничества, размещаемых пользователями на страницах развлекательных порталов, тематических форумов, сетевых электронных изданий, опросов жертв и интервью с жертвами.
мошенничество, дискурс, мошеннический дискурс, лингвобезопасность, речевые манипуляции, коммуникативные стратегии, удача, воздействие на адресата
1. Иваненкова А.С. Массовая культура: сущность и основные черты [Электронный ресурс] // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. — 2007. — № 3. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kultura-suschnost-i-osnovnyecherty (дата обращения: 25.04.2024).
2. Аблеев С.Р. Язык и ценности массовой культуры [Текст] / С.Р. Аблеев, С.И. Кузьминская // Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — № 2. — С. 14–17.
3. Карасик В.И. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики [Текст] / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин. — 2021. — № 1. — С. 14–31.
4. Карасик В.И. Лингвоконцептология [Текст] / В.И. Карасик, Н.А. Красавский, Г.Г. Слышкин. — Волгоград, 2014.
5. Слышкин Г.Г. Лингвобезопасность. Антивакцинаторство как коммуникативная угроза: языковые механизмы манипуляции сознанием [Текст] / Г.Г. Слышкин, Л.Е. Малыгина, Е.С. Павлова, С. Яцзяо // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2022. Т. 11. — № 5. — С. 81–84.
6. Слышкин Г.Г. Русофобия и способы ее нейтрализации в средствах массовой информации (материалы круглого стола) [Текст] / Г.Г. Слышкин, Л.Е. Малыгина, А.А. Сорокин, Х.В. Белашева // Современная коммуникативистика. 2023. — № 2. — С. 104–109.
7. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2024620441 Российская Федерация. Лингвоюридическая база данных «Мошеннический дискурс»: № 2024620074: заявл. 16.01.2024: опубл. 29.01.2024 / Г.Г. Слышкин, И.В. Смирнова.
8. Смирнова И.В. Дискурс технически опосредованного мошенничества: жанр «развод» / «разводилово» и его стратегии [Текст] / И.В. Смирнова // Жанры речи. — 2024. Т. 19. — № 1. — С. 90–103.
9. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О.С. Иссерс. — М., 2008. — 288 с.
10. Долинский В.А. Лакунарный концепт в языковой картине мира / В.А. Долинский // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2010. № 592. — С. 32–45.
11. Елистратов В.С. Словарь русского арго: Материалы 19801990-х гг.: Около 9000 слов, 3000 идиоматических выражений. — М.: Русские словари, 2000. — 694 c.
12. Никитина Т.Г. Так говорит молодежь: Словарь сленга. По материалам 70–90-х годов.— 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Фолио-пресс, 1998. — 592 с.