АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ, ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ДОЛЖНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БАРНАУЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность представленной работы определяется важностью задач психологической подготовки сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел и замещающих должности участковых уполномоченных полиции. Обращение к анализу теории и практики профессиональной служебной деятельности, неуклонно свидетельствует о том, что большинство причин успехов и неудач кроются в недостаточной психологической подготовленности самих субъектов правоохранительной деятельности. Возникает закономерный вопрос, обуславливающий необходимость реализации систематического мониторинга психологических проблем, выступающих в качестве препятствующих факторов на пути успешной профессиональной адаптации к службе сотрудников органов внутренних дел. Несомненную важность и неотложность преодоления психологических трудностей представителями правоохранительных органов, как участковые уполномоченные полиции, побудили авторов данной статьи, осуществить анализ психологических аспектов подготовки участковых уполномоченных полиции, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Постановка проблемы. Проблема, которая предопределила проведение данного исследования, заключается в необходимости выявления совокупности психологических проблем психологической подготовки участковых уполномоченных полиции, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Поскольку, учитывая сложность и ответственность профессии полицейского, особое внимание необходимо уделить выявлению психологических проблем, с которыми сталкиваются сотрудники, впервые принятые на службу, в процессе обучения в образовательной организации МВД России и адаптации к правоохранительной деятельности. Целью исследования является анализ и выявление совокупности основных психологических проблем в процессе профессиональной подготовки сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел и замещающих должности участковых уполномоченных полиции, а также рассмотреть пути возможного предупреждения этих проблем (на примере Барнаульского юридического института МВД России, далее по тексту - БЮИ МВД России). Основными методами исследования выступили: анализ теоретических источников, наблюдение, опрос сотрудников, количественная обработка и оценка полученных результатов. В качестве респондентов выступили слушатели факультета профессиональной подготовки БЮИ МВД РФ. Результаты исследования направлены на выявление основных психологических препятствий, влияющих на качество подготовки сотрудников, вновь принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности участковых уполномоченных полиции. На основе анализа результатов исследования разработаны практические рекомендации, направленные на улучшение эффективности профессиональной подготовки участковых уполномоченных полиции. Выводы. Несмотря на серьёзные исследования ведомственных ученых по поиску оптимальных подходов к совершенствованию психологических аспектов профессиональной подготовки сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, современное значение данной научной проблемы сложно переоценить и существует необходимость в дальнейшей ее изучении. Полученные результаты исследования подтвердили необходимость дальнейшей научной проработки проблемы психологического обеспечения профессиональной подготовки сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, в частности на должности участковых уполномоченных полиции.

Ключевые слова:
профессиональная подготовка, участковые уполномоченные полиции, психо-логические проблемы в обучении сотрудников органов внутренних дел
Текст

Введение. Выполнение служебных задач участковыми уполномоченными полиции нередко связано с деятельностью в различных кризисных ситуациях, которые предопределяют необходимость наличия у них качественной психологической подготовки, как неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности [5], в этой связи, в образовательных организациях и учреждениях МВД России в настоящее время осуществляется психологическая подготовка курсантов и слушателей в процессе морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, также в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ. Как подчёркивается многими исследователями, результативность выполнения служебных задач и профессиональное долголетие на службе, во многом зависят от качества психологической подготовленности личного состава ОВД [4, 6-10].

Отмечается, что в распределении объёма времени, отпущенного на физическую и психологическую подготовку сотрудников имеется диспропорция: сторону психологической составляющей обращено гораздо меньшего внимания [3], что может негативно влиять на качество формирования психологических компетенций в процессе обучения.  

Актуальность. Повышение эффективности психологической подготовки в обучении участковых уполномоченных полиции, особенно в отношении вновь принятых на службу сотрудников органов внутренних дел, имеет важное стратегическое значение и может оказать положительное воздействие на различные аспекты деятельности правоохранительных органов. [1-3]

В качестве обоснования данного высказывания можно привести следующие аргументы:

Во-первых, более мотивированные, психологически подготовленные сотрудники, прошедшие качественное обучение, будут выполнять свои обязанности с высокой профессиональной эффективностью…[7-10]

Во-вторых, обучение сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел на должности участковых уполномоченных полиции не только формирует систему психологических знаний и совершенствует необходимые умения и навыки, но и обеспечивает правильное понимание сотрудниками правовых, этических и профессиональных стандартов. Это способствует созданию высококвалифицированного и ответственного корпуса полиции.

В-третьих, содействие в повышении у участковых уполномоченных полиции психологической готовности к эффективному решению своих служебных задач в ходе профессиональной подготовки по основным образовательным программам по профессии «Полицейский» способствуют закреплению правильных морально-ценностных установок и профилактике противоправного поведения, а следовательно, укрепляют доверие общества к органам внутренних дел Российской Федерации.

И наконец, оказание содействия в преодолении психологических проблем в ходе профессиональной подготовки участковых уполномоченных полиции, может помочь создать условия для профессионального роста, профилактики деформационных явлений и профессионального выгорания, успешнее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей действительности, повысить стрессоустойчивость и самоконтроль, сохранив внутреннюю мотивацию сотрудников на протяжении всей службы.

Таким образом, актуальность проблемы, состоит в выявлении трудностей психологического характера, у сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел и поиске возможностей их преодоления в процессе профессиональной подготовки.

Формулировка проблемы предопределила постановку цели и основного содержания исследования, которое заключается в эмпирическом выявлении основных психологических проблем в процессе профессиональной подготовки сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел на должности участковых уполномоченных полиции и определении путей для их преодоления на примере Барнаульского юридического института МВД России.

Основными методами исследования выступили анализ различных теоретических источников, метод анализа и синтеза, опрос участковых уполномоченных - слушателей факультета профессиональной подготовки БЮИ МВД РФ, наблюдение, количественная обработка и оценка полученных результатов.

Степень разработанности проблемы.

Анализ различных аспектов психологии личности представлен в трудах Б.Г. Ананьева, В.В., JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Психологические аспекты подготовки сотрудников органов внутренних дел раскрываются в своих конкретизированных вопросах в исследованиях  Ю.П. Адамова, А.И. Алексеева, В.В. Вахниной, Н.И. Гавриловой, Т.В. Мальцевой, О.А. Ульяниной и др.

Вопросы исследования в области реализации подготовки к выполнению служебных задач в особых условиях рассматривали Н.М. Буланов, М.В. Ермолаева, В.К. Коломеец, А.В. Родионов, Л.Г. Рязанова, A.M. Столяров и др.

Проблематика психологического сопровождения и повышения профессионально-психологической готовности сотрудников поднималась в трудах  В.М. Позднякова, А.А.Деркача, Э.Ф. Зеера, Т.В. Мальцевой, И.Е. Реуцкой и др.

Однако, несмотря на достаточную научную проработанность  обозначенной проблемы, в процессе обучения по образовательной программе «Полицейский» возникает много вопросов, касающихся совершенствования практики профессиональной психологической подготовки сотрудников, впервые принятых в органы внутренних дел, что способствует продолжению дальнейших научных поисков для их наилучшей практической реализации в рамках профессиональной подготовки участковых уполномоченных полиции.

Полученные результаты. В качестве опытно-экспериментальной базы на практическом этапе проводимого исследования выступили слушатели факультета профессиональной подготовки Барнаульского юридического института МВД России в количестве 68 человек из числа сотрудников, впервые поступивших на службу в органы внутренних дел на должности участковых уполномоченных полиции.

В структуру реализуемой программы профессиональной подготовки сотрудников полиции входил цикл общепрофессиональных дисциплин, в том числе модуль «Морально-психологическая подготовка», основным содержанием которого является формирование и развитие у слушателей курсов совокупности соответствующих профессиональных компетенций.  

Для достижения исследовательской цели, был проведён опрос слушателей, обучающихся по выше обозначенной программе. Первоначально, научный интерес представляли мотивы поступления на службу в органы внутренних дел. Для изучения мотивации сотрудников был разработан опросный лист с перечнем вопросов, направленных на изучение профессиональной мотивации. Одним из первых задавался вопрос о причинах профессионального выбора сотрудника. Речь шла об уточнении профессиональных и личных целей, представлениях слушателей о роли полиции в обществе и ожиданиях сотрудников посредством службы в органах внутренних дел в осуществлении своих мечтаний и устремлений. При анализе ответов наиболее часто упоминаемыми причинами поступления на службу были названы следующие: "служение обществу, защита общества от преступности" (41% респондентов); «возможность самореализации» (25%); «стабильность социального положения и предоставляемые государственные гарантии» (23%); «пример или совет родственников или друзей» (11%).

Таким образом, результаты опроса выявили у слушателей мотивы осознанного служения обществу и самореализации составляют более 50% высказанных причин поступления на службу в органы внутренних дел по сравнению с мотивами безопасности и следованию советов представителей из ближайшего окружения.

Полученный результат проведенного исследования может служить хорошим основанием для последующего развития психологической готовности к успешному выполнению своих служебных обязанностей у начинающих свою службу участковых уполномоченных полиции.

Кроме того, определённое влияние на состояние психологической готовности к обучению оказывают имеющиеся у слушателей профессиональные и личные цели. Для их уточнения среди участников исследования также был проведён опрос. Результаты опроса показали, что профессиональные цели сотрудников в основном включают «желание быть компетентным» (76% респондентов) и «успешный карьерный рост» (24% опрошенных).

Помимо профессиональных целей опрошенные слушатели выразили своё отношение к личным целям и здесь приоритеты по частоте выбора были расставлены следующим образом: «счастливая жизнь с балансом между работой и личной жизнью» (79%); «обеспечить благополучие семьи» (13%) достичь удовлетворенности профессией (8%). Следовательно, стремление к гармонизации своей жизни, сбалансированности между профессиональной и личной составляющей в исследуемой группе является доминирующим фактором мотивации.

В рамках исследования слушателям была предложена задача по формулировке перечня наиболее актуальных психологических проблем в деятельности участкового уполномоченного полиции на первоначальном этапе службы с последующей групповой беседой. Анализ полученных результатов выявил ряд предложений и замечаний следующего содержания:

- недостаточное вознаграждение по результатам службы отметили 89% респондентов;

- по мнению респондентов, объём прикладываемых ими усилий для выполнения служебных задач несоизмеримо больше размера получаемого денежного вознаграждения, что влияет на снижение мотивации к службе;

- высокий уровень стресса и опасности, отметили 96% респондентов, в этой связи, повышенный уровень стресса и постоянная опасность при выполнении полицейских обязанностей могут сказаться на психологическом благополучии сотрудников, вызывая регулярные стрессы и личностные психологические проблемы;  

- негативное отношение общества к сотрудникам полиции отметили 63% респондентов. По мнению слушателей существует отрицательное отношение общества к полицейским, что и оказывает влияние на состояние мотивации сотрудников и создает чувство «недооцененности»;

- несовершенство существующей системы поощрения высказали 54% респондентов. По мнению слушателей, недостаток эффективной системы поощрения и признания достижений в процессе выполнения служебной деятельности значительно снижает мотивацию сотрудников;

- неэффективность системы морально-психологического обеспечения отметили 46% респондентов. Как уже было отмечено, сотрудники сталкиваются с различными трудностями и стрессами в при выполнении служебных обязанностей. Отсутствие эффективной психологической помощи в виде консультаций, собеседований, посещения комнаты психоэмоциональной регуляции и др. может привести к ухудшению служебной мотивации и даже к возможным проблемам с психическим здоровьем.

В процессе дальнейшего изучения проблем мотивации и успешной адаптации к службе, у респондентов была выявлена ещё одна проблема - проблема доверия к ведомственному психологу, которая выражается в психологической настороженности и нежелания у подавляющего количества респондентов обращаться за помощью к «своему» психологу. В частности 97% респондентов выразили свою неготовность обращаться к психологам ОМПО для получения индивидуальной психологической помощи в случае возникновения такой необходимости. Объяснялось это опасениями возможного наступления негативных последствий для них в частности, возможным причислением к категории профессионально непригодных и т.д.

Усиление бюрократизма, формализма, отягощенного неудовлетворительной системой оценки и обратной связи отмечается у 83% респондентов. Опираясь на научный постулат о том, что система оценки и обратной связи играет важную роль в мотивации деятельности можно предположить, что в случае недостаточной эффективности системы обратной связи и оценки результатов труда, роста бюрократических элементов в содержании профессиональной деятельности, сотрудники испытывают нехватку внешних стимулов для улучшения качества и эффективности выполнения своих служебных обязанностей.

Респондентами отмечается рост многозадачности в условиях повышения кадрового дефицита среди участковых уполномоченных полиции, о чем заявили 96% респондентов. Данная проблема в совокупности с уже вышеперечисленными проблемами в служебной деятельности участковых уполномоченных полиции, способна усиливать существующий комплекс актуальных проблем, требующий своего разрешения, как мы полагаем, на организационном, экономическом, социальном, психологическом и других уровнях управления органами внутренних дел Российской Федерации.

В рамках проводимого исследования, следует подчеркнуть, особый интерес представляют психологические проблемы обучающихся и связанные с ними образовательные потребности. В целях дальнейшего совершенствования образовательного процесса выявленные проблемы могут стать основой для пересмотра подходов к реализации образовательных программ по подготовке полицейских, возможного изменения их структурных компонентов и содержания. Таким образом, сформулированная логика последующих действий предопределила содержание очередного блока исследовательской работы, которая заключалась не только в анализе высказанных психологических проблем, но и в постановке задач, решение которых приведет к их преодолению.

Анализ полученных данных в ходе проведенного опроса, дал возможность сформулировать перечень образовательных потребностей слушателей, послуживших основой для разработки рекомендаций по дальнейшей корректировке и совершенствованию образовательного процесса по основным образовательным профессиональным программам подготовки сотрудников по профессии «Полицейский» с включением в такие разделы программы, как «Морально-психологическая подготовка», «Психологический практикум» освоение слушателями психологических методов совладания со стрессом, а также другими негативными психологическими состояниями и др.

Поскольку сотрудники, впервые принятые на службу в органы внутренних дел, сталкиваются с различными стрессовыми ситуациями в соответствии со спецификой службы, которые в свою очередь оказывают влияние на их психологическое благополучие, то необходимость в овладении психологическими методами саморегуляции негативных состоянии очевидна и следовательно, обучение техникам управления стрессом и эмоциями в условиях повседневной работы, а также при возникновении трудных профессиональных ситуаций, таких как чрезвычайные происшествия, конфликты и пр., должно занимать важное место в ходе морально-психологической подготовки.

Предлагается включить в раздел программы «Морально-психологическая подготовка» обучение механизмам психологической и социально-психологической адаптации к новым профессиональным ситуациям не только типичного характера. Очевидно, что необходимы навыки адаптации к особенностям профессии, включая понимание стрессовых факторов, с которыми могут столкнуться, например, участковые уполномоченные полиции, и оказание им помощи в разработке стратегий преодоления сложных ситуаций.

Следует также отметить о необходимости совершенствования коммуникативной компетентности участковые уполномоченные полиции. Развитие навыков эффективной коммуникации, включающее навыки взаимодействия с различными гражданами и социальными группами, умение эффективно общаться, вести переговоры в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности, а также освоение прикладных знаний в области обеспечения психологической безопасности личности и адаптация этих знаний в деятельности полиции.

С учётом наличия потенциальных угроз и экстремальных ситуаций совсем очевидна потребность сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел и замещающих должности участковых уполномоченных полиции в обучении стратегиям обеспечения своей психологической безопасности, включая различные аспекты поддержания своего психического здоровья на оптимальном уровне.

Для впервые принятого на службу сотрудника крайне необходимо уяснение этических и профессиональных аспектов работы полиции в соответствии с Конституцией российской Федерации, федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами, а также обучение этическому принятию решений в сложных ситуациях, что должно быть реализовано в ходе морально-психологической подготовки.

Очень значимо для начинающих сотрудников обучение методикам управления временем (тайм-менеджмента) в связи с многозадачностью и наличия высоких психологических и физиологических нагрузок в деятельности полиции, таким образом развитие навыков управления временем и эффективной работы в условиях высокой нагрузки также должно быть отражено с содержании образовательных программ. Исходя из сказанного, следует, что обеспечение должного уровня качества психологической подготовки способно оказать необходимую помощь начинающим сотрудникам полиции для успешного решения ими профессиональных задач и поддержания ощущения у сотрудников психологического благополучия.

Выводы и рекомендации.

Проведённое исследование психологических проблем и потребностей сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, позволило выявить актуальные психологические проблемы и связанные с ними потребностей слушателей при обучении по основным образовательным профессиональным программам подготовки сотрудников по профессии «Полицейский» и в этой связи предложить к реализации перечень следующих мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование образовательного процесса с учётом результатов проведённого исследования.

Следует активизировать процесс непрерывного образования у сотрудников полиции с разработкой индивидуализированных программ обучения и психологического сопровождения, также создание обучающих программ, учитывающих индивидуальные потребности сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел. Данное положение может включать в себя оценку начального уровня знаний и навыков каждого сотрудника и возможности использования этих знаний для удовлетворения образовательных потребностей. Анализ возможностей анонимного консультирования и оказания психологической помощи, особенно на этапе адаптации к службе в ОВД РФ.

Сохранить и сделать более доступным обучение для каждого сотрудника, мотивированного на дальнейшую службу в полиции.

Внедрить наиболее гибкую систему обучения, которая будет учитывать особенности службы в полиции. Такая система может включать в себя онлайн-обучение, доступность участия в различных вебинарах или реализацию других форматов обучения, удобных для сотрудников полиции.

Совершенствование системы поощрений и признания значимости вклада в профессиональную деятельность сотрудником и успешное обучение, например, могут использоваться моральные формы поощрения и премирование, либо  другие формы признания достижений сотрудника. Понимание сотрудником, что обучение является неотъемлемой частью профессионального роста и за успешное освоение им образовательных программ, направленных на формирование или повышение профессионально важных компетенций полагается поощрение, будет хорошим стимулом для повышения профессиональной мотивации.

Также важно отметить, что реализация образовательных программ должна быть сфокусирована на практическом применении приобретенных знаний, умений и навыков. Сохранение и развитие акцента на прикладном характере профессиональной подготовки посредством применения практико-ориентированных форм обучения с привязкой к профессиональной деятельности, разбором профессионально-значимых ситуаций служебной деятельности, выработкой навыков профессионального поведения у участковых уполномоченных полиции.

Внедрение и развитие системы психолого-педагогического мониторинга процесса и результатов обучения может стать оперативным, системным и действенным инструментом анализа, оценки и дальнейшего совершенствования образовательного процесса, обеспечивающего необходимое качество, эффективность, а также взаимную удовлетворённость всех его участников.

Таким образом, перспективным шагом в дальнейшем исследовании по обозначенной проблеме может стать выявление психологических проблем и их преодоление в процессе профессиональной подготовки у сотрудников других должностных категорий и статусов.

Список литературы

1. Белецкий А.А. К вопросу о формировании психологической готовно-сти сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия / А.А. Бе-лецкий // Международный научно-исследовательский журнал. — 2023. — №8 (134). — URL: https://research-journal.org/archive/8-134-2023-august/10.23670/IRJ.2023.134.143

2. Билык В. И., Митракова Е. Н. Психологическая подготовка сотрудни-ков органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях: пробле-мы и способы решения // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 23–29. – URL: https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-3-23-29. EDN: DVGVZU.

3. Бордачев А. Ю. Совершенствование психологической готовности со-трудника полиции к экстремальным ситуациям // E-Scio. 2021. №5 (56). С. 27. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-psihologicheskoy-gotovnosti-sotrudnika-politsii-k-ekstremalnym-situatsiyam/viewer

4. Коблов Ф. Ч. Основные аспекты психологической подготовленности сотрудника органа внутренних дел в профессиональной деятельности // Науч-но-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 47. – С. 35–39. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76578.htm.

5. Кубышко В.Л. Совершенствование психологической работы в системе мо-рально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 95–103– URL: https://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=7294

6. Лебедева, М. Е. Профессиональное воспитание обучающихся в образователь-ных организациях МВД России / М. Е. Лебедева, О. Ю. Кутенкова // Прикладная психология и педагогика. – 2024. – Т. 9, № 2. – С. 174-181. – DOIhttps://doi.org/10.12737/2500-0543-2024-9-2-174-181. – EDN LZWWIN.

7. Мальцева Т.В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутрилич-ностных конфликтов профессионального становления: автореф. дисс…канд. психол. наук : 19.00.06 / Т.В. Мальцева; Академия управления МВД России. – М., 2004. – 24 с.

8. Морозов В.А. Активные методы обучения при подготовке участковых уполномоченных полиции по дисциплинам тактико-специальной подготовки / В.А. Морозов, Б.А. Федулов, С.В. Калинин [и др.] — Барнаул: Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. – 88 с.

9. Романов Е.И., Носатый Р.И., Корсаков Ю.В. Некоторые аспекты психологической подготовки сотрудников полиции с использованием психотехнической подготовки // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/101PDMN619.pdf

10. Софьина, В. Н. Сравнительный анализ жизнестойкости студентов и курсантов в период ранней взрослости / В. Н. Софьина, М. Е. Лебедева, П. А. Расторгуева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2023. – № 4. – С. 535-548. – DOIhttps://doi.org/10.35231/18186653_2023_4_535. – EDN BVZERU.

Рецензии
1. Анализ проблем психологической подготовки сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел на должности участковых уполномоченных полиции (на примере Барнаульского юридического института МВД России) Авторы: Бурцев Антон Олегович


Войти или Создать
* Забыли пароль?