В статье исследуются факторы, влияющие на особенности обеспечения трудовыми ресурсами территорий опережающего развития, созданных Дальневосточном федеральном округе. Авторы раскрывают главные характеристики подобных территорий, приводятся данные о средней численности населения субъекта и количестве рабочих мест. В статье проводится анализ проблем обеспеченности территорий опережающего развития Дальневосточного федерального округа трудовыми ресурсами. Авторами также рассматривается возможность привлечения в регион иностранной рабочей силы. Показано, что стратегия развития Дальнего Востока должна реализовываться в комплексном сочетании со стратегией мобильности трудовых ресурсов. Приведены результаты анализа динамики трудовых ресурсов в регионе, которые свидетельствуют о существующих в регионе проблемах. Исследуются особенности миграционной ситуации в регионе. Оценивается значение для развития региона трудовой миграции из-за рубежа.
управление трудовыми ресурсами, трудовые ресурсы, трудовая миграция, развитие территорий, территории опережающего развития.
1. ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Продолжающийся спад отечественной экономики, рост диспропорций регионального развития территорий России обусловили разработку новых мер, способных изменить сложившуюся ситуацию. В целях успешной реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. решением Правительства РФ № 696-р от 20 апреля 2015 г. в ряде российских регионов планируется создать территории опережающего развития (ТОР), в которых планируется создать привлекательные условия осуществления предпринимательской деятельности. Первым федеральным округом, в котором реализуется пилотный проект по созданию ТОР является Дальневосточный федеральный округ (ДФО), на территории которого планируется создать девять ТОРов: в Камчатском, Приморском, Хабаровском краях, в Амурской и Магаданской областях и в Чукотском автономном округе [1]. Данные территории должны придать импульс социально-экономическому развития данного региона (табл. 1).
Апеллируя к удачному зарубежному опыту, разработчики проекта прогнозируют, что функционирование ТОР не только повысит экономический потенциал ДФО, но и будет способствовать созданию комфортных условий для жизнедеятельности его населения [1, 2].
1. Рязанцева М.В., Якушова Е.С. Анализ особенностей правового статуса территорий опережающего развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8 (часть 4). - С. 738-742.
2. Васютинский И.Ю., Рязанцева М.В., Якушова Е.С. Стратегическое управление специальными экономическими зонами на основе рейтинга эффективности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 3. - 2014. - C. 262-266.
3. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. URL: http://rosmintrud.ru/employment/migration/61 (дата доступа 20.10.2015).
4. ТАСС: Биографии и справки - Территории опережающего развития: 9 особых зон в ДФО. URL: http://tass.ru/info/2215388 (дата доступа 20.10.2015).
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://gks.ru (дата доступа 20.10.2015).
6. Официальный сайт УФМС России по Хабаровскому краю. URL: http://ufms-khb.ru (дата доступа 20.10.2015).
7. Официальный сайт УФМС России по Приморскому краю. URL: http:// fmspk.ru (дата доступа 20.10.2015).
8. Официальный сайт УФМС России по Амурской области. URL: http:// fmsamur.ru (дата доступа 20.10.2015).
9. Рейтинг регионов по качеству жизни - 2014. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2014.pdf (дата доступа 20.10.2015).
10. Субочева, А.О., Рязанцева, М.В., Кокорева, Ю.А. Некоторые проблемы и тенденции российского рынка труда / А.О. Субочева, М.В. Рязанцева, Ю.А. Кокорева // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2014 г.: в 15 частях. Часть 2; М-во обр. и науки РФ. Тамбов. Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». - 2014. - С. 122-123.