Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассмотрены современные тенденции на ранке образовательных услуг в сфере высшего образования. Описаны основные направления перехода к модели университета третьего поколения. Обоснована необходимость активного использования маркетинга для адаптации учреждений высшего образования к внешним условиям рынка образовательных услуг. Проанализированы инструменты привлечения целевой аудитории — «потенциальные абитуриенты». Определены роль и место выпускающей кафедры в репутационном менеджменте университета. Разработана программа исследования особенностей коммуникации выпускающей кафедры с потенциальными абитуриентами. В ходе исследования были выявлены особенности целевой аудитории; проанализировано восприятие будущими студентами предлагаемого образовательного продукта; определены приоритетные каналы коммуникации; проанализированы востребованное содержательное наполнение контента и технологии его продвижения. Результаты исследования могут быть использованы при разработке кафедральных проектов и программ привлечения мотивированных потенциальных абитуриентов. Успешная реализация этих программ будет способствовать формированию положительного имиджа выпускающей кафедры и капитала отношений.
рынок образовательных услуг, сфера высшего образования, университеты третьего поколения, репутационный менеджмент университета, коммуникации выпускающей кафедры, целевая аудитория, потенциальные абитуриенты
1. Архипова Н.А., Голова А.Г., Гуриева М.Т. Коммуникационные задачи вуза в условиях трансформации современного медиаполя // Вестник РГГУ: Серия «Экономика. Управление. Право», № 1, 2022.
2. Виссема Йохан Г. Университет третьего поколения [Текст]: управление университетом в переходный период: перевод с английского: [0+] / Йохан Г. Виссема. — Москва: Сбербанк, 2016. — 422 с.
3. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А.Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. — М.: Эксмо. 2008. — 400 с.
4. Глобальная конкурентоспособность Российского образования. Материалы для дискуссии / И.В. Абанкина, А.А. Беликов, О.С. Гапонова [и др.]. — URL: https://ioe. hse.ru/pubs/share/direct/408113100.pdf (дата обращения:
5. Гусева В.Е., Фокина Е.Н. Современные трансформации рынка образовательных услуг в России // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-transformatsiirynka-obrazovatelnyh-uslug-v-rossii (дата обращения: 24.10.2023).
6. Дорохова И.А. Анализ цифровых коммуникационных каналов вуза с целевой аудиторией — абитуриентами и студентами // Практический маркетинг. — 2021. № 8 (294). — C. 24–33. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/analiz-tsifrovyh-kommunikatsionnyh-kanalov-vuzas-klyuchevoy-auditoriey-abiturientami-i-studentami/viewer (дата обращения: 18.12.2023)
7. Карикова А.С. Стратегия формирования бренда университета в современном образовательном пространстве // СРРМ. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ strategiya-formirovaniya-brenda-universiteta-v-sovremennomobrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 18.12.2023).
8. Коновалова Ю.В., Сатыбалдина Е.В. Развитие сетевых форм реализации образовательных программ на примере опыта Уральского федерального уиверситета// Социум и власть, № 5 (55), 2015.
9. Леонидова Г.В., Головчин М.А. Национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ» и возможность его влияния на развитие человеческого капитала. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/natsionalnyy-proekt-obrazovanie-i-vozmozhnost-ego-vliyaniya-na-razvitie-chelovecheskogo-kapitala/viewer (дата обращения: 03.12.2023)
10. Лобачева А.С., Михеенкова Т.А., Морозова К.В. Управление цифровым следом как эффективный инструмент формирования позитивного имиджа университета//Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами России. 2021. — № 2 (53). — C. 51–54.
11. Муравьев В.Б. Разработка рекламной стратегии вуза в современных экономических условиях: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 — Москва, 2011. — 25 с. URL:https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005004563? page=24&rotate=0&theme=white (дата обращения: 18.12.2023)
12. Сидорская И.В. Коммуникация выпускающей кафедры с абитуриентами / И. В. Сидорская, К. А. Корявая // Вышэйшая школа: навукова-метадычны і публіцыстычны часопіс. — 2017. — № 4 (120). — С. 25–28. — URL: https:// elib.bsu.by/bitstream/123456789/190682/1/Сидорская_ Корявая_ВШ%204-2017-025-028.pdf?ysclid=ln3h2qbdm 475112151 (дата обращения: 18.12.2023).
13. Степанова Н.Р. Оценка вклада эффективности образования в формирование человеческого капитала. — URL: // https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33511&y sclid=lq858g0gy6427266879 (дата обращения: 03.12.2023)
14. Университет третьего поколения в стратегии развития современного образования (круглый стол) // Высшее образование в России. 2018. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/universitet-tretiego-pokoleniya-v-strategii-razvitiyasovremennogo-obrazovaniya-kruglyy-stol (дата обращения 17.12.2023)