Россия
Задача обеспечения опережающего научно-технического задела для серийного производства перспективных систем вооружения и военной техники с высоким качеством требует наличия подготовленного кадрового ресурса с новыми компетенциями. Роль вузов заключается не только в подготовке специалистов, но и в содействии развитию инновационных производств в целом и активном участии в реализации инновационных проектов, формированию у молодых специалистов необходимых компетенций. Необходимо рассматривать синергию образования, бизнеса и науки для эффективного функционирования высокотехнологичных производств оборонно-промышленного комплекса, ориентированных на постоянную инновационную активность. Тесное взаимодействие вузов и предприятий по вопросам подготовки кадров следует рассматривать как один из главных ресурсов повышения качества образования, обеспечение практико-ориентированной подготовки специалистов, создания инновационной среды в вузах и на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
подготoвка кадров для высокотехнологичных производств, система непрерывного образования, разобщенность высокотехнологичного производства и вуза, популяризация инженерного образования, компетенции современного инженера.
В оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России входят 1353 организации и предприятия, расположенные в 64 субъектах Российской Федерации, и на них работает более 2 млн человек [1].
На сегодняшний день объем продукции, выпускаемый такими высокотехнологичными производствами ОПК, как авиа и ракетостроение, радиотехника, микро и наноэлектроника превышает 90% [2]. Это объясняется темпами научнотехнического роста, обновлением производственной и материально-технической базы, модернизацией существующих и созданием новых инновационных технологий. К примеру, объем инноваций в авиакосмической и оборонной промышленности в 2014 г. составил 62 162 внедренных изобретения [3].
Одним из ключевых элементов производства, особенно высокотехнологичного, является кадровый ресурс. В последние десятилетия стали прослеживаться значительные проблемы в управлении и воспроизводстве данного ресурса, в подготовке кадров качественно нового уровня, способных в короткие сроки эффективно осваивать и создавать инновационные технологии, повышать производительность труда в высокотехнологичных производствах ОПК.
Сегодня более 40 российских вузов готовят кадры для оборонно-промышленного комплекса [4]. Государственный план подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса — примерно 13 600 человек в год. Из них около 2000 человек — это кадры для Роскосмоса, по четырем базовым группам специальностей и направлений подготовки [5].
В реальности нет целенаправленной подготовки кадров, хотя периодически возникают различные инициативы и проходит очень много обсуждений. Что касается высшего образования в области космонавтики, то на предприятиях космической отрасли жалуются, что выпускников приходится переучивать [6].
1. Владимир Путин поставил задачи перед оборонно-промышленным комплексом страны. URL: http: //trueinform.ru/modules.php?name=News&sid=7264» (дата обращения: 14.10.2015).
2. Григорьев С.Н., Кутин А.А., Схиртладзе А.Г. Подготовка технологов для модернизации машиностроительного комплекса России // Справочник. Инженерный журнал с приложением. - 2011. - № 5. - С. 1820.
3. Будущее открыто. Состояние инноваций в 2015 г. Thomson Reuters. - C. 5.
4. Госплан по подготовке кадров для космической отрасли. http://profrazy.ru/show/czSGMf-MAZM/gosplan_po_podgotovke_kadrov_dlya_kosmicheskoj_otrasli.html#sthash.6LPglWyj.dpuf
5. Как найти Королева? http://www.rg.ru/2013/04/11/kosmos.html. (дата обращения: 11.10.2015).
6. Тюлин А.Е., Ожиганов Э.Н., Корнеенко В.П. Методика рейтинговой оценки эффективности использования человеческого капитала // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-3 (53-3). - С. 183-191.
7. Без решения кадровой проблемы все планы по индустриализации останутся пустым звуком. URL: http://www.mashportal.ru/career-26160.aspx. (дата обращения: 07.09.2015).
8. Григорьев С.Н., Еленева Ю.Я. Подготовка кадров оборонно-промышленного комплекса России: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. - 2013. - № 6. - С. 3-11.
9. Перечень профессий и специальностей ОПК (бакалавриат, специалитет, магистратура). http://www.roscosmos.ru/205/1/. (дата обращения: 04.10.2015).
10. Римская О.Н., Кранбихлер В.С. Непрерывное образование для кадров высокотехнологичных отраслей экономики России // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 10 (51). - С. 268-270.
11. Инновационные технологии в науке и образовании: материалы III Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 23 октября 2015 г.) / Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 3 (3). - ISSN 2413-3981.