Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель: выделение наиболее влиятельных факторов на основе экспертного опроса. Использовался метод экспертного опроса с последующим расчетом веса каждого из факторов и выявлением наименее значимых. Авторами была проведена исследовательская работа с привлечением экспертов, работающих в области педагогики, которые приняли участие в опросе и проранжировали факторы в зависимости от субъективного мнения каждого эксперта. Результаты экспертного опроса показали значимость этих факторов в вопросах социализации обучающихся. Был сделан вывод о том, что факторы, отобранные в результате исследования, оказывают существенное влияние на социализацию детей с ОВЗ. Перспективой исследования является дальнейшее формирование методов взаимодействия и работы с детьми для нивелирования этих факторов с целью более активной их социализации.
ограниченные возможности здоровья, социализация обучающихся, экспертный опрос, инклюзивное образование
1. Авитиди М. Г. Создание развивающей среды в группах комбинированной направленности для детей с нарушением слуха / М. Г. Авитиди, Т. А. Кузьменко, О. В. Семенова // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 21 августа 2020 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"», 2020. – С. 174–180. – EDN YABLKF.
2. Безруких М.М., Параничева Т.М., Макарова Л.В. Здоровье школьников с ограниченными возможностями здоровья // Нижегородское образование. – 2019. – № 3.
3. Войниленко Н.В., Молчанов С.Г. Формирование позитивной социализованности у обучающихся с нарушениями речи // Специальное образование. – 2017. – № 4.
4. Данцигер К. Театр на колесах: движение во времени и пространстве // Вопросы театра. – 2008. – № 1–2.
5. Иванова Э. В. Развитие мышления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Э. В. Иванова, К. В. Толмачева // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 8–9. – С. 111–113. – EDN VBQHEP.
6. Информационная справка о мониторинге системы образования оценки положения дел в сфере соблюдения права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование в 2021 г.
7. Мусхаджиева Т. А. Роль использования информационно-коммуникативных технологий в обучении детей с ЗПР / Т. А. Мусхаджиева, Х. М. Халидова // Интеллектуальный потенциал XXI века : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, София, Болгария, 19 мая 2020 г. / Под общей редакцией А.И. Вострецова. – София, Болгария: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2020. – С. 135–140. – EDN EYQTYJ.
8. Науменко Ю. В. Готовность к обучению детей с ОВЗ и детей с умственной отсталостью / Ю. В. Науменко // Учебный год. – 2016. – № 4(45). – С. 75–83. – EDN YRDWWB.
9. Олейникова Л.Т. Социализация старших подростков с нарушениями слуха // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1.
10. Палецкая Т. В. Организационно-педагогические условия обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивной практике / Т. В. Палецкая, М. Э. Гайнуллина // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 77-2. – С. 88–94. – DOIhttps://doi.org/10.18411/trnio-09-2021-58. – EDN JWUHGU.
11. Пекишева Е. Н. Проблема социализации детей с нарушениями речи / Е. Н. Пекишева, Е. С. Михайлова, И. А. Рудакова // Современная образовательная среда: теория и практика : Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 29 ноября 2019 г. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"», 2019. – С. 248–250. – EDN ZDHSAF.
12. Савина В.А. К вопросу изучения готовности к социальной адаптации старших дошкольников с пониженным зрением // Вестник магистратуры. – 2015. – № 5-1 (44).
13. Суродина О. В. Влияние социальной среды на социализацию детей с ОВЗ и детей-инвалидов / О. В. Суродина // Социализация личности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Ульяновск, 14 марта 2014 года / Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» и др.; Ответственные редакторы: А.В. Ильина, М.Г. Заббарова. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2014. – С. 183–189. – EDN SGWCJH.
14. Титов Д. Е. Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в России / Д. Е. Титов, А. Г. Сошинов // Сборник научных трудов SWorld. – 2013. – Т. 22. – № 3. – С. 45–50. – EDN RFOCKB.
15. Щепкина Н. Н. Методические аспекты проведения экспертного опроса / Н. Н. Щепкина // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. – 2020. – № 2(54). – С. 231–238. – EDN JZMUMX.