Россия
В статье рассматривается методология исследования воспитания правовой грамотности курсантов военных вузов. Проводится обоснование необходимости использования системного подхода как общенаучной основы для решения педагогической задачи по воспитанию правовой грамотности. По результатам исследования выявлены элементы, компоненты, субъекты, внешние и внутренние аспекты и связи в процессе воспитания правовой грамотности. Актуализирована эффективность использования системного подхода, способствующего рассмотрению всех аспектов правовой грамотности, начиная с основных правовых знаний, до развития правового поведения и сознания.
правовые знания, правовые навыки, правовое поведение, правовое сознание, системный подход, правовая грамотность, воспитание правовой грамотности
1. Браилко О.А. Педагогические условия формирования правовой активности курсантов военных вузов в условиях модернизации военного образования // Вестник Костромского государственного университета. – 2011. – Т. 17. – № 2. – С. 241–245.
2. Ендовицкая Е.А. Правовая грамотность как психолого-педагогическая проблема // Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции. – 2017. – С. 284–287.
3. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к исследованию педагогических явлений // Результаты новых исследований в педагогике / Т.А. Ильина; под ред. Н.М. Шахмаева. – М. – 1977. – С. 3–18.
4. Ипполитова Н.В., Тургина Е.В. Формирование правовой грамотности студентов как педагогический процесс // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2012. – № 14. – С. 65–69.
5. Кучмезов Р.А. Формирование правовой грамотности студентов как актуальная педагогическая задача // Мир науки, культуры, образования. – 2020. -№ 3. (82). – С. 159–161.
6. Лымарев В.Н., Уварина Н.В. Методологические основы разработки системы формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2022. – Т. 14. – № 13. – С. 26–33.
7. Мантурова Н.С. Правовая культура и правовая грамотность: подходы к определению // Система ценностей современного общества. – 2009. – № 9. – С. 78–83.
8. Новинский И.И. Понятие связей в марксистской философии / И.И. Новинский. – М.: Высшая школа, 1961. – 200 с.
9. Панченко В.М. Теория систем. Методологические основы. – М.: МИРЭА. – 1999. – 96 с.
10. Пиндус В.Я. Правовая культура военнослужащих как фактор повышения гражданской активности военнослужащих по призыву // Социально-культурный потенциал региона: уникальность, приоритеты, инновации. – 2018. – С.171–175.
11. Сизов В.Е., Жуков В.Г. Основные проблемы формирования профессионального правосознания сотрудников полиции на современном этапе // Вестник Воронежского института МВД России. – 2019. –№ 1. – C. 130–135.
12. Стародубцева О.М. Воспитание профессионального правосознания деятельности будущего офицера внутренних войск и требования, предъявляемые к его личности // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014. – № 27. – C. 119–124.
13. Цомаева З.Т. Особенности формирования правовой грамотности у студентов педагогических образовательных учреждений // Вопросы педагогики. –2019. – № 12-1. – С. 278–283.
14. Яковлева Н.О. Диссертация как результат педагогического исследования: монография / Н.О. Яковлева, Е.В. Яковлев. – Краснодар: Изд-во Краснодар-ского гос. инст. культуры, 2019. – 304 с.