Россия
Статья посвящена коммуникативным особенностям медиатизированного политического дискурса, которые остаются недостаточно изученными. На примере использования образных средств языка в жанрах медиаполитических коммуникаций демонстрируется, что медиатизированная форма коммуникации обладает не только базовыми функциями профессионального дискурса, но и дополнительными функциями: усиления или смягчения содержания, экономии языковых средств, эмоциональной и аттрактивной функциями. Каждая из этих функций играет значительную роль в процессе формирования восприятия аудитории и влияния на общественное мнение по политическим вопросам. С помощью контекстуального и семантического анализа, а также корпусного метода были получены следующие результаты: в изучаемом контексте образные единицы представляют собой важные языковые средства, используемые для эффективной передачи определенных политических взглядов и эмоций. К таким единицам относятся образные метафоры и сравнения, фразеологизмы, паремии, прецедентные феномены и просторечные выражения. Новизна исследования состоит в анализе коммуникативных особенностей и функций образных единиц в различных жанрах медиатизированного политического дискурса: политических ток-шоу, политических интервью и интернет-текстов политиков. Результаты исследования могут быть использованы в практике медиакоммуникации, коммуникативной лингвистики, теории дискурса.
коммуникативная практика, политическая коммуникация, медиакоммуникация, медиатизированный политический дискурс, образные единицы, речевое воздействие, функции образных единиц, языковые средства
1. Алефиренко Н.Ф. Фразеология и паремиология [Текст] / Н.Ф. Алефиренко, Н.Н. Семененко. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 344 с.
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Н.Д. Арутюнова. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 896 с.
3. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / гл. ред. С.А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 2008. — 1536 с.
4. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография [Текст] / В.В. Виноградов. — М.: Наука, 1977. — 312 с.
5. Грачев М.А. Новые формулы политического языка для выражения оценки [Текст] / М.А. Грачев, С.В. Ионова // Русский язык за рубежом. — 2019. — № 4. — С. 19–25.
6. Зимин В.И. Словарь-тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений [Текст] / В.И. Зимин. — М.: Аст-пресс школа, 2021. — 736 с.
7. Илюхина Н.А. Образ как объект семасиологического анализа: автореф. дис. … д-ра филол. наук [Текст] / Н.А. Илюхина. — Уфа, 1999. — 38 с.
8. Ионова С.В. Медиатизация социально-медицинской сферы как фактор формирования образа пожилого человека [Текст] / С.В. Ионова, Ма Юйсинь // Лингвистика и образование. — 2022. — Т. 2. — № 4. — С. 42–53.
9. Ионова С.В. Апроксимация содержания вторичных текстов [Текст]: автореф. дис. … д-ра филол. наук / С.В. Ионова. — Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. пед. ун-та, 2006. — 37 с.
10. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций [Текст] / В.В. Красных. — М.: Гнозис, 2002. — 284 с.
11. Кузнецов Е.С. Аттрактивные приемы в современном медиатексте (на материале российских и британских интернет-СМИ) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.С. Кузнецов. — М., 2021. — 167 с.
12. Лавринова Н.И. Текстовая актуализация речевого поведения коммуникантов в политическом интервью [Текст]: автореф. дис. … канд. филол. наук / Н.И. Лавринова. — Архангельск, 2009. — 201 с.
13. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
14. Мокиенко В.М. Большой словарь русских поговорок (более 40 000 образных выражений) [Текст] / В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 784 с.
15. Мокиенко В.М. Большой словарь русских народных сравнений [Текст] / В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. — 800 с.
16. Римиханова А.Н. Специфика лаконичных языковых форм в идиостиле В.В. Вересаева [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / А.Н. Римиханова. — Махачкала, 2014. — 155 с.
17. Савельева И.В. Непрофессиональный политический дискурс как новое коммуникативное явление: лингвопрагматический и лингвоперсонологический аспекты моделирования [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук [Текст] / И.В. Савельева. — Кемерово, 2022. — 496 с.
18. Савченко А.Н. Речь и образное мышление [Текст] / А.Н. Савченко // Вопросы языкознания. — 1980. — № 2. — С. 21–32.
19. Тахтарова С.С. Категория коммуникативного смягчения (когнитивно-дискурсивный и этнокультурный аспекты) [Текст]: автореф.дис. … д-ра филол. наук [Текст] / С.С. Тахтарова. — Волгоград, 2010. — 430 с.
20. Телия В.Н. Большой фразеологический словарь русского языка [Текст] / В.Н. Телия. — М.: АСТ-Пресс, 2006. — 784 с.
21. Шагланова Е.А. Компрессия текста телерекламы: стратегический аспект [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Шагланова. — Улан-Удэ, 2018. — 161 с.
22. Шейгал Е.И. Язык СМИ и политика в семиотическом аспекте [Текст] / Е.И. Шейгал // Язык СМИ и политика / под ред. Г.Я. Солганика. — М.: Изд-во Московского гос. университета, 2012. — С. 121–161.
23. Этнопсихологический словарь [Текст] / под ред. В.Г. Крысько, Д.И. Фельдштейн. — М.: Изд-во МПСИ, 1999. — 343 с.
24. Юрина Е.А. Комплексное исследование образной лексики русского языка [Текст]: автореф. дис. … д-ра филол. наук [Текст] / Е.А. Юрина. — Томск, 2005. — 436 с.
25. Fairclough N. Media Discourse [Текст] / N. Fairclough. New York: Edward Arnold, 1995. 124 р.
26. Fraser B. Conversational mitigation [Текст] / B. Fraser // Journal of Pragmatics, 1980, vol. 4, pp. 341–350.