ИНТЕГРАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В ПОЛЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются проблемы управления экономикой, определяемые трудностями согласования текущей денежно-кредитной политики, развития финансовых рынков и долгосрочного планирования. Даны предложения по развитию идей целеполагания в деятельности Банка России.

Ключевые слова:
Банк России, денежно-кредитная политика, финансовый рынок, промышленная политика, стратегическое планирование, инвестиции.
Текст

Третье десятилетие осуществления рыночных реформ в России характеризуется признаками снижения эффективности оперативно-тактических инструментов экономического стимулирования. В качестве мер, способных кардинально исправить ситуацию, рассматриваются долгосрочные концепции развития. Характерно, что кризисы становятся способом разрешения назревших проблем и точкой отсчета для поиска и внедрения новых средств и моделей управления. Так, на  фоне мирового финансово-экономического кризиса впервые в истории новейшей России была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.  Отметим, что тогда же появилась первая Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. Вместе с тем, в сфере полномочий Банка России, как мегарегулятора финансовых рынков, проводится денежно-кредитная политика, ориентированная на короткий горизонт 1-3 лет. Очевидно, существует проблема координации  финансовой и промышленной политики в масштабах национальной экономики.Нами поставлена задача проанализировать возможности сочетания некоторых  дискреционных мер ручного финансово-экономического регулирования, характерного на современном этапе развития рыночных отношений современной России, с возможностью построения долгосрочных индикативных моделей, содержащих отдельные элементы недискреционного характера.   Анализ и обсуждение результатов исследования.  Важным институциональным фактором закрепления в общественном экономическом сознании экзистенции неологизма «стратегирование» стал Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О государственном стратегическом планировании» [1]. Впрочем, последний предусматривает создание лишь некоторых элементов этой системы, главным  образом – процедур подготовки соответствующих документов в рамках органов исполнительной власти. Необходимо предусмотреть активное участие научного сообщества в разработке долго-, средне- и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития. Наряду с учеными важно предусмотреть участие деловых кругов в  выборе приоритетов технико-экономического развития, определении инструментов и механизмов их реализации. Обращает на себя внимание, что на различных уровнях экономических субъектов и управления характерно существование неопределенности в понимании приоритетов и соотношения диалектического взаимодействия инвестиционного климата и промышленной политики. Среди мнений существует широкий диапазон от отрицания промышленной политики, как атавизма в условиях постиндустриального общества, до ностальгирующей апологетики и хрестоматизации индустриального советского опыта сублимирующими идею реинкарнации  института Госплана. Хорошим примером эффективности системного стратегического планирования является экономика Китая - одна из ведущих в мире. На повестке дня в Китае тринадцатый пятилетний  план на 2016-2020 г. По отдельным направлениям в Китае есть и шестидесятилетние планы. В итоге, Китай демонстрирует наивысшие темпы роста экономики с 90-х годов ХХ века.Скажем несколько слов в исторической ретроспективе стратегирования.  В системно-методологическом плане стратегическое планирование – экономическая философия и мировоззрение, искусство глобального системного мышления и, вместе с тем, утилитарная методология извлечения максимальной пользы на длинных временных отрезках. В качестве исходной краеугольной методологической предпосылки разработки и внедрения стратегирования, на наш взгляд, наиболее уместно взять следующую мысль Адама Смита, сформулированную им в фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов»

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О государственном стратегическом планировании».

2. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному Банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков".

3. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

4. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов». Центральный Банк Российской Федерации: официальный сайт[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2016%282017-2018%29pr.pdf

5. Адам Смит. Исследования о природе и причинах богатства народов.–ОГИЗ, Москва, 1935 г., том II.

6. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по отражению угроз существованию России Доклад на заседании межведомственной комиссии совета безопасности РФ. Информационный портал «БИЗНЕС Online» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.business-gazeta.ru/article/140998/

7. Аганбегян А.Г. «Как России поддержать экономический рост. Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://tass.ru/opinions/1597451