The article deals with problems of economy management, determining the current difficulties in coordination of monetary policy, the development of financial markets and long-term planning. The proposals for the development of goal-setting ideas in the Bank of Russia was offered.
Bank of Russia, monetary policy, financial market, industrial policy, strategic planning, investments.
Третье десятилетие осуществления рыночных реформ в России характеризуется признаками снижения эффективности оперативно-тактических инструментов экономического стимулирования. В качестве мер, способных кардинально исправить ситуацию, рассматриваются долгосрочные концепции развития. Характерно, что кризисы становятся способом разрешения назревших проблем и точкой отсчета для поиска и внедрения новых средств и моделей управления. Так, на фоне мирового финансово-экономического кризиса впервые в истории новейшей России была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Отметим, что тогда же появилась первая Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. Вместе с тем, в сфере полномочий Банка России, как мегарегулятора финансовых рынков, проводится денежно-кредитная политика, ориентированная на короткий горизонт 1-3 лет. Очевидно, существует проблема координации финансовой и промышленной политики в масштабах национальной экономики.Нами поставлена задача проанализировать возможности сочетания некоторых дискреционных мер ручного финансово-экономического регулирования, характерного на современном этапе развития рыночных отношений современной России, с возможностью построения долгосрочных индикативных моделей, содержащих отдельные элементы недискреционного характера. Анализ и обсуждение результатов исследования. Важным институциональным фактором закрепления в общественном экономическом сознании экзистенции неологизма «стратегирование» стал Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О государственном стратегическом планировании» [1]. Впрочем, последний предусматривает создание лишь некоторых элементов этой системы, главным образом – процедур подготовки соответствующих документов в рамках органов исполнительной власти. Необходимо предусмотреть активное участие научного сообщества в разработке долго-, средне- и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития. Наряду с учеными важно предусмотреть участие деловых кругов в выборе приоритетов технико-экономического развития, определении инструментов и механизмов их реализации. Обращает на себя внимание, что на различных уровнях экономических субъектов и управления характерно существование неопределенности в понимании приоритетов и соотношения диалектического взаимодействия инвестиционного климата и промышленной политики. Среди мнений существует широкий диапазон от отрицания промышленной политики, как атавизма в условиях постиндустриального общества, до ностальгирующей апологетики и хрестоматизации индустриального советского опыта сублимирующими идею реинкарнации института Госплана. Хорошим примером эффективности системного стратегического планирования является экономика Китая - одна из ведущих в мире. На повестке дня в Китае тринадцатый пятилетний план на 2016-2020 г. По отдельным направлениям в Китае есть и шестидесятилетние планы. В итоге, Китай демонстрирует наивысшие темпы роста экономики с 90-х годов ХХ века.Скажем несколько слов в исторической ретроспективе стратегирования. В системно-методологическом плане стратегическое планирование – экономическая философия и мировоззрение, искусство глобального системного мышления и, вместе с тем, утилитарная методология извлечения максимальной пользы на длинных временных отрезках. В качестве исходной краеугольной методологической предпосылки разработки и внедрения стратегирования, на наш взгляд, наиболее уместно взять следующую мысль Адама Смита, сформулированную им в фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов»
1. Federal´nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 28 iyunya 2014 g. N 172-FZ «O gosudarstvennom strategicheskom planirovanii».
2. Federal´nyy zakon ot 23 iyulya 2013 g. N 251-FZ "O vnesenii izmeneniy v otdel´nye zakonodatel´nye akty Rossiyskoy Federatsii v svyazi s peredachey Tsentral´nomu Banku Rossiyskoy Federatsii polnomochiy po regulirovaniyu, kontrolyu i nadzoru v sfere finansovykh rynkov".
3. Federal´nyy zakon ot 10.07.2002 №86-FZ «O Tsentral´nom Banke Rossiyskoy Federatsii (Banke Rossii)».
4. «Osnovnye napravleniya edinoy gosudarstvennoy denezhno-kreditnoy politiki na 2015 god i period 2016 i 2017 godov». Tsentral´nyy Bank Rossiyskoy Federatsii: ofitsial´nyy sayt[Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2016%282017-2018%29pr.pdf
5. Adam Smit. Issledovaniya o prirode i prichinakh bogatstva narodov.-OGIZ, Moskva, 1935 g., tom II.
6. Glaz´ev S.Yu. O neotlozhnykh merakh po otrazheniyu ugroz sushchestvovaniyu Rossii Doklad na zasedanii mezhvedomstvennoy komissii soveta bezopasnosti RF. Informatsionnyy portal «BIZNES Online» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.business-gazeta.ru/article/140998/
7. Aganbegyan A.G. «Kak Rossii podderzhat´ ekonomicheskiy rost. Informatsionnoe agentstvo TASS [Elektronnyy resurs].- Rezhim dostupa: http://tass.ru/opinions/1597451