Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
В представленной на рассмотрение научной статье проведено исследование о значении и функциях сознательного и бессознательного в психологическом построении и переносе речевых навыков у обучающихся иностранному языку. Выявлены компоненты действий в структуре речевой активности, отличающиеся степенью осознанности, и рассмотрены их характеристики в процессе переноса речевых навыков. Для подготовки и проведения исследовательской работы по заданной теме были использованы методы литературного анализа: изучение существующих научных статей, книг, монографий, диссертаций и других источников по данной теме, что позволило получить общее представление об имеющихся теориях и исследованиях, связанных с функциями сознания и подсознания в передаче речевых навыков. Также был использован метод анализа эмпирических исследований: изучение научных исследований, проведенных с использованием различных методик и техник, включающих наблюдение, эксперименты, анкетирование и интервью, что помогло выделить основные результаты и обнаруженные закономерности, выявленные в научных работах. Результаты исследования показали, что перенос речевых навыков опирается на комплексное взаимодействие сознательного и бессознательного в отправлении речевых действий. Заключение подчеркивает, что процесс обучения должен содержать элементы, обеспечивающие развитие познавательной, оценочной и корригирующей функций сознания. Также отмечается роль родного языка в переносе речевых навыков на иностранном языке. Влияние родного языка приобретает значение регулятора развертывания и осуществления речевого действия. В заключение статьи указывается, что современное понимание регуляции поведения позволяет пересмотреть представления о речевых автоматизмах и расширить их понимание. Исследование имеет актуальное значение в области психологии речи и может быть использовано в разработке эффективных методов обучения.
сознательное и бессознательное, речевые навыки, перенос речевых навыков, компоненты речевой активности, осознанность, процесс обучения, познавательная функция, оценочная функция, корригирующая функция, регуляция поведения, речевые автоматизмы, методы обучения
1. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию [Текст] / В. фон Гумбольдт. — М.: Прогресс, 2000. https://djvu.online/file/fDhMTtZ2nxKM1?ysclid=lrdifoqe cc176056659 (дата обращения: 11.12.2023).
2. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. — М.: Изд-во Московский психолого-социального института, Воронеж: МОДЭК, 2001. — 432 с.
3. Крушевский Н.В. Лингвистические заметки (1880) [Текст] // Н.В. Крушевский. Избранные работы по языкознанию. М.: Наследие, 1998. — С. 59–64.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2004. — URL: http:// yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn%3Dosnovu_obzhey_psc.pdf (дата обращения: 16.12.2023).
5. Файвишевский В.А. Биологически обусловленные бессознательные мотивации в структуре личности [Текст] /В.А. Файвишевский // Бессознательное. Т. 1. — Новочеркасск, 1994. — С. 127–147.
6. Фрейд З. Бессознательное [Текст] // Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. — СПб.: Алетейя, 1998. С. 151–193.
7. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку [Текст] / Л.В. Щерба. — М.: Учпедгиз, 1957. — С. 56–62.
8. Abbas Pourhossein Gilakjani, Seyedeh Masoumeh Ahmadi Malaysia. Role of Consciousness in Second Language Acquisition. Malaysia, and Schneider. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 15, 527–530. URL: https:// www.academypublication.com/issues/past/tpls/vol01/05/01. pdf (дата обращения: 13.12.2023).
9. Anderson J.R. (1989). Practice, working memory, and the ACT theory of skill acquisition: a comment on Carlson, Sullivan. URL: https://archive.org/stream/sim_journal-of-experimental-psychology-lmc_1989_15_index/sim_journal-of-experimental-psychology-lmc_1989_15_index_djvu.txt (дата обращения: 21.12.2023).
10. Andrews S. (2007). Teacher language awareness. Cambridge: CUP. URL: https://www.researchgate.net/publication/249252630_Teacher_Language_Awareness (дата обращения: 11.12.2023).
11. Baddeley A. (1976). The psychology of memory. New York: Basic Books. URL: https://archive.org/details/psychologyofmemo0000badd
12. Posner M.L., Rothbart M.K. (1991). Attentional mechanisms and conscious experience. In D. Milner and M. Rugg (Eds.) The neuropsychology of consciousness (pp. 911–1111) San Diego, CA: Academic Press. https://www.researchgate.net/publication/232508018_Attentional_Mechanisms_and_Conscious_Experience (дата обращения: 17.12.2023).
13. Robinson P. (1996). Consciousness, Rules, and Instructed Second Language Acquisition: Theoretical Studies in Second. URL:https://www.researchgate.net/publication/318227466_ Consciousness_Rules_and_Instructed_Second_Language_Acquisition_Part_1 (дата обращения: 19.12.2023).
14. Schmidt R. 1994. Deconstruction Consciousness in Search of Useful Definition for Applied Linguistics. Aila Review. URL: https://nflrc.hawaii.edu/PDFs/SCHMIDT%20Deconstructing%20consciousness%20in%20search%20of%20useful%20 definitions.pdf (дата обращения: 22.12.2023).
15. Siegfried Zepf. The relations between language, consciousness, the preconscious, and the unconscious. January 2011The Scandinavian Psychoanalytic Review 34(1):50–61. DOI:https://doi.org/10.1080/01062301.2011.10592883 (дата обращения:18.12.2023).
16. Vygotsky L.S. (1962). Thought and Language. Cambridge, MA: MT. https://archive.org/details/thoughtlanguage0000unse (дата обращения: 11.12.2023).
17. Wertsch J.V. (1985). Vygotsky and the social formation of mind. Cambridge, MA: Harvard University Press. URL: https://www. researchgate.net/publication/264648151_Vygotsky_and_the_ Social_Formation_of_Mind_James_V_Wertsch (дата обращения: 11.02.2023).