В статье описаны образовательные возможности, которые предоставляет использование песенного материала при обучении учащихся начальных классов иностранному языку. Внимание уделено фонетическому, лексическому, грамматическому обучающему ресурсу материала песен, применение которых в процессе изучения иностранного языка параллельно обеспечивает развитие у учащихся коммуникативных навыков, лингвострановедческих знаний, формирование общей и музыкальной культуры, повышает их мотивацию. Приведен пример эффективного освоения сложных для восприятия детей младшего школьного возраста грамматических единиц английского языка на основе песни, включающей различные формы глагола «to be».
песенный материал; персептивные и креативные технологии; фонетический, лексический, граммати- ческий ресурсы; повышение мотивации; развивающие функции.
РОЛЬ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В последние десятилетия в психологии активно изучаются личностные факторы, воздействующие на процесс обучения в общем и иностранному языку в частности. Основатель гуманистической психологии Карл Роджерс (Carl Rogers), будучи врачом-психиатром, еще в 1951 году описал 19 принципов человеческого поведения. Согласно этим принципам человек, оставаясь физическим и познающим субъектом, прежде всего эмоциональное существо. По-настоящему гармоничный человек «... живет в мире со своими чувствами и эмоциями, он полностью реализует свой потенциал, он лишен оборонительных стратегий, он творит, создавая себя заново в каждый момент каждого действия, в каждом принимаемом решении» [3, с. 153].
Эффективное обучение возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Музыка относится именно к этой сфере. Ян Амос Каменский считал, что тот, кто не знает музыки, подобен не знающему грамоты.
В Древней Греции, например, широко известной расцветом своей культуры, музыка входила отдельным учебным предметом в систему «Семи свободных искусств» (которую условно можно сопоставить с современной основной образовательной программой). С 13 лет мальчики начинали проходить музыкальный курс: они обучались игре на лире и пению под ее аккомпанемент торжественных песен дорического стиля. Такое обучение преследовало не только практические цели — участие в музыкальных состязаниях, религиозных торжествах, драматических или хорических играх, но и важные педагогические. По словам Платона, музыка необходима для того, чтобы «…приучив свою душу к рифме и гармонии, исполнить ее кротости, созвучия и согласия, а тем самым доставить ей пользу в слове и деле; потому что и вся жизнь человеческая имеет нужду в рифме и гармонии» [5].
Произведения музыкально-песенного жанра издавна активно и разнообразно использовались в процессе обучения: эмоционально окрашенный, близкий социальному опыту детей материал повышал их интерес к изучаемому предмету, развивал музыкальный слух, интеллектуально и эстетически обогащал, духовно облагораживал.
1. Алякринский Б.С. Система, насквозь пронизанная ритмами. - Доклады АН СССР, 1978, т. XI.
2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / пер. с польск. - М.: Высшая школа, 1988.
3. Карпиченкова Е.П. Роль музыки и песен в изучении английского языка // Иностранные языки в школе, 1990, № 5. - С. 45-46.
4. Роджерс Карл. Взгляд на психотерапию: становление человека. - М.: Прогресс, 1994.
5. Платон. Диалоги. Протагор [Электронный ресурс]. - URL: http://odinblago.ru/platon_1/3 (дата обращения: 05.11.2013).
6. 6 . Graham Carolyn. Grammarchants. More Jazz Chants. - Oxford: University Press, 1993.