КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются возможности включения национально-регионального компонента начального общего образования в систему обучения младших школьников математике. Особое внимание уделено хронологическому анализу теоретических разработок и практике использования краеведческого материала в образовании.

Ключевые слова:
краеведение; младший школьник; текстовая задача; национальный орнамент; Республика Мордовия.
Текст

Среди основных целей и задач современного образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, ведущее место уделено обеспечению исторической преемственности поколений, сохранению, распространению и развитию национального языка и культуры [7].

Региональные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить в сфере образования сохранение и поддержку:

  • этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
  • языков и культур малых народов Российской Федерации, гармонизацию национальных и этнокультурных отношений [1].

Развитие идеи обучения школьников с учётом краеведческого подхода

Идея использования национально-региональной культуры в общественном воспитании впервые в России была затронута М.В. Ломоносовым, а впоследствии более тщательно разработана Н.И. Новиковым и А.Н. Радищевым. Она предвосхитила взгляды передовой интеллигенции последующих поколений на образование и воспитание путем изучения духовного наследия своего народа.

Новая теория была разработана и предложена русскими революционными демократами: В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.А. Добролюбовым, Н.Г. Чернышевским. По их мнению, познание прекрасного воспитывает в ребенке Человека. Этого можно добиться, обращаясь к богатству родного языка, народным сказкам, пословицам, поговоркам, песням и т.д.

Проблема национального воспитания весьма многогранна. В ее решение внесли вклад представители различных наук. Например, многие вопросы теории и практики гуманистического и национального воспитания подрастающего поколения рассмотрены в трудах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, К. Насыри, М.Е. Евсевьева.

В социально-философском и историческом плане проблема националь ного воспитания получила методологическое обоснование в коллективных тру дах Р.Г. Абдулатипова, Ф.С. Бабейко, Р.К. Грдзелидзе, А.Ф. Дашдамирова, Л.М. Дробижевой, И.И. Серовой, где освещаются различные теоретические и социологические аспекты данного вопроса, особенности формирования нацио-нального сознания и межнационального взаимодействия.

В психологических исследованиях Л.С. Выгодского, Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева рассматриваются отношения людей разных национальностей, ситуации общения, типичные для конкретных национальных групп, которые регулируются историческими, социально-экономическими, этнокультурными и идеологическими факторами.

Список литературы

1. Аналитическая справка об этнокультурном образовании в Республике Мордовия и регионах РФ с компактным проживанием мордовского населения [Электронный ресурс]. - URL: http://mo.edurm.ru/attachments/article/420/eo.doc (дата обращения - 25.07.2013).

2. Иванова А.В. Организационно-педагогическое обеспечение математического образования в регионах Севера: Дис. … д-ра пед. наук. - Якутск, 1997. - 425 c.

3. Корощенко Н.А. Региональный компонент математического образования в условиях его гуманитаризации: на примере 5-6-х классов школ Тюменского региона: дис. … канд. пед. наук. - Тобольск, 1998. - 263 с.

4. Маслова С.В. Дидактический материал по математике для начальной школы (на краеведческом материале Мордовии). - Саранск: МГПИ, 1999. - 20 с.

5. Монгуш А.С. Использование прикладных задач с национально-региональным содержанием как фактор повышения качества математических знаний учащихся 5-9-х классов: на примере Республики Тыва: дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2002. - 151 с.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка - М.: Оникс, 2012. - 736 с.

7. О Национальной доктрине образования в Российской Федерации. Утверждено Постановлением правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 [Электронный ресурс]. - URL: http://do.isiorao.ru/document/postanovlenie%20o%20nacdoctrine.php (дата обращения - 25.07.2013).

8. Послание главы РМ Государственному Собранию Республики Мордовия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-mordovia.ru/content/view (дата обращения - 25.07.2013).

9. Проблемы профессионального образования: материалы Всероссийской научно-методич. конференции. - Ч. 2. -Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1998. - 53 с.

10. Шихалиев Х.Ш. Принципы краеведения при обучении математике //Начальная школа. - 1990. - № 9. - С. 34-37.

11. Якшин Е.И. Преподавание математики в условиях национальных школ Ханты-Мансийского автономного округа: на примере 5-6-х классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск: НГПУ, 2000. - 18 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?