ВОЗМОЖНО ЛИ УЧАСТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье продолжается разговор о методах обогащения чувственного опыта младших школьников, роли восприятия в развитии мышления и связной речи учащихся. Приводятся примеры исследовательских работ, которые целесообразно проводить с учениками начальной школы.

Ключевые слова:
младшие школьники; исследовательская деятельность; структура; цель; исследовательское поведение; требования к условиям организации исследовательской деятельности.
Текст

Значение чувственного опыта для интеллектуального развития ребенка трудно переоценить. Однако он обогащается не только в процессе восприятия, но и в непосредственной поисковой деятельности. Как известно, целенаправленное наблюдение — основа любого исследования.

Использование исследовательского метода обучения, т.е. создание условий для поисковой деятельности учащихся, — сегодня очень актуальная задача. Ее решение обеспечит приоритет активных методов обучения. Это возможно потому, что в процессе поисково-исследовательской деятельности ученик проходит путь ученого по установлению факта, связи, закономерности. Подтвердим эту мысль словами К.Д. Ушинского: «Ребенок требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием».

Исследовательская деятельность с позици психологии

Исследовательская деятельность — особый вид поисковой интеллектуально-творческой деятельности, которая строится на основе познавательной активности и исследовательского поведения человека.

Что такое исследовательское поведение?

Исследовательское поведение — это действия субъекта, направленные на попсИхологИИ лучение знаний об объекте действительности. Психологи выделяют несколько важнейших характеристик исследовательского поведения:

  1. направлено на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации;
  2. основывается на поисковой активности участников;
  3. опирается на их инициативу и самостоятельность;
  4. ориентировано на результат, который предполагает получение новых знаний, подтверждение (опровержение) гипотезы.
Список литературы

1. Ушинский К.Д. Детский мир // К.Д. Ушинский. Собр. соч.: в 11 т. Т. 4. - М.-Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1949. - С. 671.

Войти или Создать
* Забыли пароль?