сотрудник
В статье актуализируется необходимость перехода во взаимодействии с семьями обучающихся от патерналистской к партнерской парадигме. Ключевую роль в этом должна сыграть компетентность педагогического коллектива в партнерском взаимодействии. Авторы на основе компетентностного подхода предлагают структуру и содержание педагогической компетенции в партнерском взаимодействии с семьями обучающихся. Каждый из компонентов компетентности – мотивационный, когнитивный и операционально-деятельностный – представлены набором индикаторов. Опираясь на заложенное в тексте понимание данной компетенции, администрация образовательного учреждения и сами педагогические работники смогут составить представление об уровне компетентности партнерского взаимодействия в данном педагогическом коллективе. Кроме того в статье приводятся способы формирования данных компетенций педагога в образовательном учреждении.
партнерство, патернализм, взаимодействие с семьей, педагогическая компетенция взаимодействия, компоненты компетентности, повышение компетентности педагогов.
В последние годы в связи с введением ФГОС ООО актуализировалась проблема конструктивного партнерского взаимодействия образовательных учреждений и семей обучающихся. Ключевая роль и ответственность в процессе организации такого взаимодействия в интересах развития ребенка на настоящем этапе, когда происходит становление новых образовательных отношений, отводится педагогическим работникам как людям, профессионально осуществляющим образовательное взаимодействие.
Именно образовательным учреждениям приходится брать на себя организацию деятельности по созданию прецедентов партнерства с семьей, создавая для этого определенные организационные формы. Как известно, в профессиональном стандарте педагога, вступившем в силу с 1 января 2015 г., указана необходимость владеть умением «выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями)» [1]. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» [4]. Утверждается, что одной из основных задач образовательных учреждений — «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». В реальной практике как первое, так и второе утверждения Закона реализуются с большим трудом, встречая на своем пути серьезные объективные и субъективные препятствия.
1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» / Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н.
2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002.
3. Симакова Т. П. Семья как субъект открытого образовательного пространства. Томск : Томский ЦНТИ, 2011.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: ФЗ №273 от 26.12.2012 // Вестник образования России. 2013. № 3-4. С. 10-59.