МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО ПЕРСОНАЛА ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются основные социально-экономические изменения, которые требуют качественно нового подхода к управлению профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений. Основой эффективного управления выступает профессиональная система управления, направленная на изучение индивидуальных особенностей профессорско-преподавательского состава. Представленные в статье этапы последовательного внедрения современной системы управления в повседневную деятельность вуза позволят его руководителям сформировать конкурентные преимущества в кратчайшие сроки.

Ключевые слова:
профессорско-преподавательский состав; трудовой потенциал; руководители вузов; моделирование системы; система управления трудовым потенциалом; оценка трудового потенциала.
Текст

В конце прошлого века советская система высшего профессионального образования попала в серьезный кризис. Система, функционировавшая на протяжении многих лет только в рамках интересов государства, перестала соответствовать изменившимся условиям и новым запросам других потребителей — студентов, их родителей, работодателей, общества.

В настоящее время высшие учебные заведения функционируют в совершенно новых социально-экономических условиях, характеризующихся [1]:

  • возрастанием необходимости укрепления взаимодействия с предприятиями и организациями-работодателями, органами местной и федеральной власти;
  • невозможностью обеспечения эффективной деятельности кафедр и факультетов без учета внешней среды;
  • ростом численности состава преподавателей и сотрудников вузов в связи с наблюдавшимся в последние годы интенсивным ростом выпуска специалистов;
  • появлением большого количества новых факультетов и кафедр, массовым открытием новых специальностей;
  • оснащением вузов разнообразными техническими средствами, вычислительной техникой, необходимостью их использования и обслуживания;
  • интенсивной компьютеризацией учебного процесса и развитием информационных технологий;
  • ростом значения и объемов научных исследований на кафедрах, возрастанием требований к качеству НИР, повышением роли научной деятельности преподавателей и студентов при оценке деятельности высших учебных заведений;
  • ростом квалификации преподавателей, удельного веса лиц с учеными степенями и званиями, повышением уровня требований к организации учебно-воспитательного процесса;
  • необходимостью решать проблемы финансового обеспечения и внебюджетного финансирования деятельности вуза, что способствует формированию и развитию коммерческой деятельности вуза;
  • отсутствием централизованного распределения выпускников, необходимостью такой их подготовки, чтобы они после окончания вуза могли быть востребованы работодателями;
  • ужесточением порядка лицензирования, аттестации и аккредитации вузов в связи с развитием негосударственного образования;
  • изменившимся качественным составом студентов, широким использованием обучения на платной основе;необходимостью интеграции российского образования в мировой образовательный процесс.
Список литературы

1. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Моделирование качеств руководящих кадров вузов // Университетское управление. 2008. № 6. С. 57-61.

Войти или Создать
* Забыли пароль?