В статье рассматривается проект под условным названием «Туррегистр», его особенности и условия, необходимые реализации. Проект предусматривает создание некой площадки реализации и регистрации пакетных турпродуктов на российском туррынке. Затрагиваются вопросы выгоды от внедрения проекта для государственных органов и для субъектов туррынка.
электронный документооборот в туризме, развитие электронной коммерции в туризме, проект «Туррегистр»
Начало XXI века ознаменовалось развитием электронной коммерции (e-commerce). Электронную коммерцию можно охарактеризовать как сферу экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. Электронная коммерция охватывает довольно обширный круг отраслей бизнеса. Если раньше бесспорным мировым лидером электронной торговли, по данным аналитической компании eMarketer, была продажа компьютеров и бытовой техники, то теперь ее вытесняет предложение туристских услуг.
Указанная тенденция характерна не только для зарубежных стран, но и для российской индустрии туризма. Объем отечественного рынка электронных продаж в денежном эквиваленте в 2012 году составил порядка $15,8 млрд, или 11% от общего объема реализации [1].
По многочисленным прогнозам, в течение ближайших пяти лет этот показатель достигнет 25—30%. Эксперты предрекают развитие рынка электронных продаж в России по сценарию таких держав, как Китай, Бразилия и Индия, где за последние два года динамика продаж через интернет в туризме возросла с 3 до 43%. Эти прогнозы основаны на приоритете государственной политики в сфере развития туризма и электронной торговли, который не раз подчеркивался в выступлениях Президента и Премьер-министра Российской Федерации [2].
С учетом данного приоритета была принята Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018)» [1]. В указанной программе прослеживается необходимость активизации роли государства в решении первоочередных задач по развитию турист-ско-рекреационного комплекса в Российской Федерации, созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг и повышению уровня и качества жизни российских граждан.
Программой предполагается проводить мероприятия за счет привлечения средств всех источников финансирования, в том числе с участием бизнеса, направленные на осуществление следующих мероприятий:
- внедрение современных технологий реализации туристских продуктов с использованием электронных программ;
1. Кузнецов A. Peopleware, или процесс создания интерактивных компьютерных продуктов с учётом человеческого фактора. Доклад на международной конференции Tourism People - 2010. http://www.uexpert.ru/ Software-People-2010.htm (дата обращения: 21.03.2013).
2. Сахарчук Е. С. Возможности использования международного опыта электронных продаж в туризме в контексте развития региональных программ продвижения и реализации турпродукта // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 4.
3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)» (утв. постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 года № 644).
4. Alloway К. (2013) The Business of Tourism, London, Pitman Publishing.
5. Camson A.N., Bott L.K. (2012) The Economics of Transaction Cost, Publishing, Cheltenham.
6. http://www.profile.ru/ (дата обращения: 29.03.2012)
7. http://www.cnews.ru (дата обращения: 30.03.2012)
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD (дата обращения: 29.03.2012)
9. http://www.tourdom.ru/ (дата обращения: 26.03.2012)