Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова
Воронежская область, Россия
Рассматриваются вопросы исследования двух методов принятия решений. В статье приводится алгоритм выбора различных типов критериев функций предпочтения, которые дают парную оценку значений альтернатив. Определяются индексы предпочтений альтернатив для всех критериев, и строится матрица этих индексов. Используется граф взвешенного превосходства для всех альтернатив по матрице индексов. Определяются выходные и входные потоки для оценки доминирования альтернатив. Эти потоки обеспечивают ранжирование альтернатив в полном упорядочении. Другой метод представляет оценку альтернатив с использованием нечетких отношений. Даны определения функции полезности для заданных альтернатив. Показаны распределения нормированных оценок по упорядоченной шкале. Рассмотрены парные оценки альтернатив. Принятие решений для двух методов показано на примере проектирования участка цеха, который оценивается по шести критериям для трех альтернатив. Так, в приведенном примере, приведены величины индексов предпочтений для каждой пары альтернатив, представлены оценки выходных и входных потоков, и показан ряд предпочтений альтернатив. Для нечетких отношений приведены функции полезности и парные оценки альтернатив. Приведены оценки доли превосходства для критериев по различным методам. Показаны структуры критериев для методов, где наблюдается эквивалентность значений и различия в процессе принятия решений. Сделаны выводы за счет каких особенностей наблюдаются расхождения в оценках и на каких этапах для разных методов. Даны рекомендации по использованию результатов анализа для ЛПР. Применение результатов данного исследования на практике позволит существенно повысить эффективность принятия решений.
Метод принятия решений, критерий, альтернатива, функции полезности, индексы предпочтения, доминирование, эффективность, анализ.
1. Управление качеством учебного процесса / В.Г. Горбунов, О.Л. Бордюжа, В.В. Лавлинский, Д.В. Байбеков // Моделирование систем и процессов. - 2023. - Т. 16, №2. - С. 14-25. - DOI:https://doi.org/10.12737/2219-0767-2023-16-2-14-25.
2. Горбунов, В.Г. Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Теория информационных процессов и систем» для студентов направления 09.03.02 Информационные системы и технологии всех форм обучения / В.Г. Горбунов. - Воронеж, 2022. - 51 с.
3. Математические модели и методы оптимизации : практикум / С.А. Олейникова [и др.]. - Воронеж, 2023. - 104 с.
4. Scheerens, J. Evaluating educational quality: Models and challenges / J. Scheerens // Quality Assurance in Education. - 2018. - Т. 26(3). - Рр. 267-284. - DOI:https://doi.org/10.1108/QAE-07-2017-0052.
5. Li, L. Evaluating the teaching quality of Chinese universities based on DEA-Malmquist index: The roles of heterogeneity and diversity / L. Li, L. Yang, C. Li // Journal of Cleaner Production. - 2020. - Т. 279. - С. 123654. - DOI:https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2020.123654.
6. Белянин, А.В. Моделирование управления качеством обучения студентов на основе системного подхода / А.В. Белянин, А.В. Романюк, Л.М. Козак // Вестник Харьковского национального университета радиоэлектроники. - 2021. - Т. 23, № 2. - С. 134-142. - DOI:https://doi.org/10.15421/192114.
7. Al-Shehri, A. Applying Six Sigma to improve the quality of higher education: A case stud / A. Al-Shehri, N. Hatami // Total Quality Management & Business Excellence. -2019. - Т. 30(11-12). - Pp. 1276-1289. - DOI:https://doi.org/10.1080/14783363.2017.1418965.
8. Белоусова, Е.С. Система управления качеством образовательного процесса на основе применения современных методов / Е.С. Белоусова, Е.В. Кузнецова // Научный вестник Российского государственного социального университета. - 2019. - №4. - С. 49-55. - DOI:https://doi.org/10.24411/2541-9051-2019-00005.
9. Lashgari, M. Evaluation of e-learning system quality: A fuzzy approach. / M. Lashgari, S Sadat Shafaatian, H. Ranjbar // Computersin Human Behavior. - 2019. - №91. - Pp. 150-161. - DOI:https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.09.032.
10. Зиновьева, Л.П. Качество учебного процесса: управление и оценка / Л.П. Зиновьева, А.И. Кондаков, О.В. Мамонова // Научно-методический электронный журнал «Концептуальное развитие управления образованием». - 2019. - № 1. - С. 13-22. - DOI:https://doi.org/10.14486/crmu.v0i1.583.
11. Миронов, В.Н. Управление качеством учебного процесса на основе моделирования и анализа системы / В.Н. Миронов, О.В. Чухрай // Известия вузов. Машиностроение. - 2021. - Т. 64, № 6. - С. 529-536. - DOI:https://doi.org/10.18698/0536-1044-2021-6-529-536.
12. Жернакова, Е.А. Оценка качества учебного процесса в высшей школе / Е.А. Жернакова, Е.А. Тарасова, Н.А. Коренева // Известия ПГУ. Серия Естественные науки. - 2021. - Т. 6, № 6(83). - С. 145-151. - DOI:https://doi.org/10.25587/SNP.2021.6.62894.
13. Кондаков, А.И. Система управления качеством учебного процесса в современном вузе / А.И. Кондаков, Л.П. Зиновьева, О.В. Мамонова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2019. - № 4. - С. 483-495. - DOI:https://doi.org/10.21603/2500-3372-2019-4-483-495.
14. Гайбуллин, Р.И. Методика управления качеством учебного процесса на основе оценки компетентностей студентов / Р.И. Гайбуллин, Э.В. Харисов, Р.И. Рахимов // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. - 2020. - Т. 27, № 4. - С. 20-29. - DOI:https://doi.org/10.31652/2076-5817-2020-4(27)-20-29.
15. Абасова, А.А. Оценка эффективности управления качеством образования в вузе / А.А. Абасова, З.А. Широкова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2020. - №38. - С. 6-17. - DOI:https://doi.org/10.24411/1993-4316-2020-10001.
16. Буданцева, Н.А. Методические подходы к оценке качества образовательных программ / Н.А. Буданцева, Е.В. Грачева, А.Е. Калашников // Образование и наука. - 2019. - № 8. - С. 36-52. - DOI:https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-36-52.
17. Давыдова, М.М. Оценка качества образовательного процесса в вузе на основе системного подхода / М.М. Давыдова, С.В. Чалдыбина // Вестник Иркутского государственного университета. - 2021. - №35. - С. 98-108. - DOI:https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.35.98.
18. Кузнецов, В.В. Моделирование процесса управления качеством образования в высшем учебном заведении / В.В. Кузнецов, Н.В. Куликова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2021. - Т. 21, № 2. - С. 167-180. - DOI:https://doi.org/10.22363/2313-2329-2021-21-2-167-180.
19. Demetriadis, S. Analyzing and improving the quality of onlinel earning: A data analytics approach / S. Demetriadis, I. Vlahavas // Computers & Education. - 2021. - Т. 156. - С. 104045. - DOI:https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.104045.
20. Методы и модели принятия решений в задачах оценки качества и технического уровня сложных технических систем / С.С. Семенов, Е.М. Воронов, А.В. Полтавский, А.В. Крянев. - М. : Ленанд, 2019. - 516 с.
21. Андрейчиков, А.В. Системный анализ стратегических решений в инноватике. Математические, эвристические и интеллектуальные методы системного анализа инноваций / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 304 с.
22. Калугина, А.В. Система поддержки принятия решений в цифровой металлографии / А.В. Калугина, Н.В. Мамоненко, Е.Е. Ковшов // Современные наукоемкие технологии. - 2022. - № 1. - С. 53-58.
23. Пегат, А. Нечеткое моделирование и управление / А. Пегат. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. - 798с.
24. Brans, J. PROMETHEE methods / J. Brans, B. Marschal // Multiple Criteria Decision Analysis: State of the Art Surveys. - 2005. - Pp. 163-196.