ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСОВОЗНОГО ТРАНСПОРТА В СССР В 1950-Х – 1970-Х ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
на основе архивных документов проводится анализ основных проблем развития лесовозного транспорта в СССР в период 1950-х – 1970-х гг. Одной из главных проблем стала низкая эффективность использования машин и механизмов в советском лесопромышленном комплексе.

Ключевые слова:
лесовозный транспорт, СССР, Республика Карелия, 1950-е – 1970-е гг.
Текст

УДК 94(47): 630.37

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСОВОЗНОГО ТРАНСПОРТА В СССР В 1950-Х – 1970-Х ГГ. (ПОМАТЕРИАЛАМРЕСПУБЛИКИКАРЕЛИЯ)

THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF FORESTRY TRANSPORT IN USSR IN 1950-S – 1970-S (BASED ON MATERIALS REPUBLIC OF KARELIA)

Кулагин О. И., к. и. н., доцент

ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»

г. Петрозаводск, Россия

DOI: 10.12737/13963

 

Аннотация: на основе архивных документов проводится анализ основных проблем развития лесовозного транспорта в СССР в период 1950-х – 1970-х гг. Одной из главных проблем стала низкая эффективность использования машин и механизмов в советском лесопромышленном комплексе.

Summary: оn the basis of archival documents the analysis of the main problems of forestry transport in the USSR during the 1950s - 1970s was realized. One of the main problems was the low efficiency of the use of machinery in the Soviet timber industry complex.

Ключевые слова: лесовозный транспорт, СССР, Республика Карелия, 1950-е – 1970-е гг.

Key words: forestry transport, USSR, Republic of Karelia, 1950-s – 1970-s

 

Одной из главных проблем развития советского лесопромышленного комплекса (ЛПК) был низкая эффективность использования механизмов и, в частности, автомобильного транспорта на производстве. Данная проблема стала одним из главных факторов развития лесной промышленности Карелии в 1950-х – 1970-х гг.

В 1954 г. в ЛПК региона паровозы использовались на 23 %, лесовозные машины на 49 %, трелевочные трактора на 36 %, электростанции на 34 %. В итоге более 30 % рабочих на протяжении года не выполняли норм выработки [7, л. 1]. В 1955 г. в региональном ЛПК автомашины на основных работах использовались на 67,2 % к плану, а трактора на 78,5 % [1, л. 104].

 

Согласно выводам Статуправления по КАССР низкое техническое состояние отдельных видов машин и механизмов в конце 1950-х - начале 1960-х гг. в леспромхозах Управления лесной промышленности Карельского совнархоза объяснялось несвоевременным проведением ремонта механизмов, недостатком запасных частей и резины. Все это приводило к списанию большого количества машин и механизмов. В 1959 г. всего по Управлению лесной промышленности выбраковано: 276 лесовозных машин, 386 тракторов, 11 паровозов узкой колеи, 10 мотовозов узкой колеи, 116 лебедок, 58 погрузочных кранов, 286 передвижных электростанций, 2617 электропил, 1134 бензопилы. Выбракованные машины и механизмы при этом длительное время находились в ожидании их списания. Так, в Кондопожском леспромхозе (ЛПХ) треста «Южкареллес» часть тракторов, подлежавших списанию на 1 января 1959 года была списана только в августе 1959 г. Это происходило по причине того, что ЛПХ не оформляли своевременно документов на списание [5, л. 38-40].

Список литературы

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 7523. Оп. 75. Д. 1630. Л. 104.

2. Национальный архив Республики Карелия (НАРК). Ф. Р-659. Оп. 11. Д. 562/4295. Л. 69.

3. НАРК. Ф. Р-659. Оп. 11. Д. 1126/8104. Л. 38, 43.

4. НАРК. Ф. Р-659. Оп. 11. Д. 236/1974. Л. 198.

5. НАРК. Ф. Р-659. Оп. 11. Д. 240/1996. Л. 38-40.

6. НАРК. Ф. Р-659. Оп. 11. Д. 738/5388. Л. 15.

7. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 5675. Оп. 1. Д. 769. Л. 1.

8. РГАЭ. Ф. 73. Оп. 1. Д. 124. Л. 5.


Войти или Создать
* Забыли пароль?