СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЙ ОБЪЕКТОВ ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА 1930-Х ГОДОВ В Г. ХАБАРОВСК
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены общие принципы в формировании облика парадной архитектуры военного и силового ведомства советского предвоенного периода в городе Хабаровск. Речь идет об объектах 1930-х годов постройки: Окружного дома Офицеров (как объекта культурной архитектуры), Управления Народного комиссариата внутренних дел по Хабаровскому краю (как объекта административной архитектуры) и дома командиров Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (объекта жилой архитектуры), спроектированных военными архитекторами и инженерами. В исследовании объекты хабаровского постконструктивизма проанализированы по следующим критериям: объемно-пространственная композиция, оформление первоэлементов и использование стилистических приемов. Выявленные автором в результате исследования материалы классифицированы и сгруппированы в сводную таблицу, представившую сходство и различие характерных архитектурных решений компонентов городского ландшафта исторической части города. Полученные в результате исследования данные иллюстрируют основные особенности в формировании облика объектов того периода – сложный ландшафт города влияет на формообразование сооружений, в некоторых случаях вынуждая архитектора отказываться от расположения композиционного объема по центральной оси здания; функциональное назначение объекта отражается на применяемых стилистических приемах – административные объекты оформляются исключительно строгими геометрическими формами: квадрат и прямоугольник, в то время как объекты культурного и жилого назначения украшены более плавными формами: арками, цилиндрическими колоннами и различными уникальными декоративными элементами

Ключевые слова:
Окружной дом Офицеров, Управление НКВД, жилой дом ОКДВА, постконструктивизм, военные инженеры
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. История развития и формирования архитектурного облика Дальнего Востока изучается уже много лет. Дальний Восток открывался и застраивался землепроходцами – военными офицерами и инженерами. Многие города Сибири и Дальнего Востока основывались как остроги: Якутск (Ленский острог, 1632 год), Охотск (Охотский острог, 1649 год), Петропавловск-Камчатский (Петропавловский острог, 1740 год [1]), или как военный пост (Николаевск (Николаевский пост, 1850 год), Владивосток (1860 год), Уссурийск (г. Никольск-Уссурийский, 1870 год [2]) и так далее.

Географические рамки данного исследования ограничены Хабаровском. История этого города началась с подписания Айгуньского договора с Китаем в мае 1858 года [3] и определения границ. На правом берегу Амура было основано военное поселение 13-го Восточно-Сибирского линейного батальона – Хабаровка [4]. За небольшой период Хабаровка получила статус города с населением более 15 тыс. человек, затем, в 1923 г. Хабаровск получил статус столицы Дальневосточного края. Новый статус вызвал стремительный рост города ­­– было возведено множество промышленных, учебных, медицинских сооружений. Но более всего этот статус манифестировался через появление объектов силовых и военных ведомств, представленных в новом имперском стиле.

Наименее изученным периодом истории дальневосточной архитектуры является постконструктивизм (1930–1940 гг.), а наименее изученной типологией дальневосточного ландшафта является архитектура военных и силовых ведомств.

В подавляющем числе исследований внимание уделяется сооружениям гражданского населения. Историей дальневосточной архитектуры занимаются Н.П.  Крадин, М. Е. Базилевич, Ю.В. Охотникова и другие. Исследования на смежные тематики ранее проводили Федорова М. С., Ревзина Ю. Е., Новенькова Т. В., Кулев С. А., Перминова Е. О., Дубинин В. О., Анисков А. С. Перечисленные авторы рассматривали оборонительную архитектуру западной части России и Урала, не делая акцент или вообще не изучая архитектуру Дальнего Востока.

Феномен гарнизонной архитектуры дальнего Востока и Туркестана изучает А. П. Иванова, но наши исследования идут параллельно и дополняют друг друга. 

Исходя из вышеописанного, основная цель данного исследования – выявить принципы и приемы формирования облика ведомственной архитектуры в 1930-е годы в городе Хабаровск. Это позволит осветить ведомственные постройки 1933-1936 гг., и отчасти закрыть существующие лакуны в истории развития архитектурного облика Дальнего Востока.

Периодизация выбранного объекта исследования совпадает с общепринятым делением дальневосточной архитектуры на дореволюционный, советский довоенный и послевоенный периоды. Раннее автором (на примере Манчьжурии) рассматривался дореволюционный этап формирования «архитектуры фронтира» [5]. В Хабаровске в это время было построено множество объектов, самыми значительными из которых являлись:

  • Офицерское собрание (ныне Дальневосточный художественный музей), ул. Шевченко, д. 7, 1884 г.,
  • Дом генерал-губернатора, ул, Алексеевская (ныне – улица Шевченко, д. 16), 1884 г.;
  • Кадетский корпус, ул. Серышева, д. 13, 1888 г.

Помимо репрезентативных зданий, расположенных в стратегически важных местах строящегося города, в разных частях Хабаровска были возведены десятки казарм (типичным примером гарнизонной архитектуры этого периода является казармы 24-го пехотного полка, ул. Павловича 16, 1912 г.; также в перечень объектов культурного наследия города Хабаровска включено более 20 казарм [6]), несколько домов для командного состава и госпитальные постройки.

Хронологические рамки данной работы ограничены предвоенным периодом (1920–1930 гг.).

К данному периоду, помимо рассматриваемых объектов, относятся:

  • Здание, где размещался штаб Красной гвардии (ныне Хабаровский Гарнизон, Военная Автоинспекция), ул. Ленина, д. 34, 1918 г.;
  • Казарма военного полугоспиталя (ныне 57 Военная Прокуратура Гарнизона), ул. Серышева, д. 4, до 1920 г.;
  • Дом-коммуна работников НКВД, ул. Муравьева-Амурского, д. 25, 1931-1933 гг.

В эти годы в Москве и Санкт-Петербурге также появляются новые ведомственные постройки, которые скоро повлияют на формирование ландшафта как современных столиц России, так и остальных городов страны. Образы, которыми зодчие страны вдохновлялись в то время, можно отнести к явлению, которое после 1925 года получило наименование «ар-деко» [7]. Но эта тема для отдельной статьи.

Материалы и методы.  Метод исследования основан на изучении и систематизации исторических и архитектурных материалов, результатов натурных обследований методом фотофиксации сооружений военного и силового ведомства, построенных в одно время в центральном районе города Хабаровска. Изучение объектов методом сравнительного анализа архитектурных решений: объемно-пространственной композиции, оформления первоэлементов и использования стилистических приемов. Проведен обзор теоретических работ по теме исследования.

Основная часть. В этой статье рассматриваются яркие архитектурные объекты Хабаровска, построенные практически одновременно и являющиеся узнаваемыми и на сегодняшний день – Окружной дом Офицеров, Управление НКВД по Хабаровскому краю и Дом командиров ОКДВА (табл. 1).

 

Таблица 1

Классификация объектов военного и силового ведомств 1931-1936 гг. по функциональному признаку

Культурная функция

Административная функция

Жилая функция

Окружной дом Офицеров, ул. Шевченко, д. 16, 1933–1936 гг.

 

Управление НКВД
по Хабаровскому краю,
ул. Волочаевская, д. 144, 1936 г.

Дом командиров Особой
Краснознаменной Дальневосточной
 армии (ОКДВА), ул. Серышева, д. 3, 1935 г.

 

Окружной дом Офицеров в г. Хабаровске (рис. 1) является частью комплекса зданий ОДОРА. Строительство данного комплекса заняло несколько десятилетий – с 1880-х до середины 1950-х гг. и началось с возведения жилого дома генерал-губернатора Хабаровского края. Данная постройка стала одной из первых кирпичных построек в городе. Разработка проекта и строительство «небольшого кирпичного дворца», как его назвал Н. П. Крадин, шло под контролем военного инженера подполковника В. Г. Мооро.

В первоначальном виде данное сооружение не сохранилось, но его стены послужили основой для создания в начале 1930-х годов Дома Красной Армии. Высота здания была увеличена до трех этажей и перестроено под новые запросы общества. В середине 30-х годов, после сильного пожара, здание реконструируется и к нему пристраивается театральный комплекс, позже получивший название Окружной дом Офицеров.

Проект реконструкции разрабатывали архитекторы А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевский [8]. Замысел архитекторов был масштабен, но финансирование не позволило воплотить задуманное. Поэтому трехэтажное здание оформлено сдержанно и не имеет большого количества декоративных элементов. Главный вход оформляет колоннада из гладких колонн, круглых в сечении. Фасад декорирован прямоугольной рустовкой, двери парадного входа и окна первого этажа декорированы гладкими пилястрами и архивольтами с замковым камнем.

   

а)                                                                                      б)

Рис. 1. Окружной дом Офицеров, ул. Шевченко, д. 16, 1933-1936 гг.

а) фасад по ул. Шевченко; б) вид со стороны Комсомольской пл. Фото автора

 

 

На сегодняшний день Дом Офицеров полностью функционирует. К 2022 году военные строители провели реставрацию, сохранив внешний облик здания, но оборудовав его новыми современными инженерными коммуникациями.

Грандиозный проект Управления НКВД по Хабаровскому краю (рис. 2), разработан архитектором Шумовским Ю. Н. [9].

П-образное в плане здание, далеко вынесенные боковые ризалиты образуют внутренний двор. Входная группа расположена на центральном ризалите и оформленная рустованными квадратными в сечении колоннами высотой в четыре этажа. Колонны держат просторный балкон, оформленный классической балюстрадой. Нижние четыре этажа здания декорированы пилястрами и подчеркнуты молдингом. Верхний этаж также подчеркнут карнизом, но более крупным и весомым.

В то время, как Дом Офицеров декорирован мягкими формами – арками и колоннадой круглых в сечении колонн –, здание Управления НКВД лишено даже намека на плавность форм. Все элементы фасада – окна, колонны, пилястры – декорированы четкими, прямолинейными формами, расположение геометрически выверенное, рустовка на фасаде греческая, на колоннах – прямоугольная. Облик сооружения вышел величественный, монументальный и стал ярким примером образца военной парадной архитектуры Хабаровска.

      

а)                                                                                      б)

Рис. 2. Управление НКВД по Хабаровскому краю, 1936 г., ул. Волочаевская, д. 144.

а) вид с ул. Волочаевская; в) ночной вид с ул. Шеронова. Фото автора

 

Дом командиров Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (рис. 3), на момент постройки, считался одним из самых комфортабельных жилых домов в Хабаровске. Архитектор В. Гречановский [10] продумал масштабный проект, использовав приемы классической архитектуры – украсил фасад колоннадой из гладких, квадратных в сечении, колонн, арками до четвертого этажа, пилястрами и нишами. Этот впечатляющий объект на Военной горе, где располагались в основном казармы и кадетский корпус, стал украшением города и позволил стереть грань между центральной частью города и трущобами.

Первая очередь дома строилась по улице Серышева. Главный фасад более декорирован, используются интересные приемы в оформлении окон и лоджий, в то время как фасады второй очереди, хоть и повторяют черты главного фасада, но уже менее насыщены пластикой: вместо полноценных колонн используются балясины, стены первого этажа декорированы рустовкой, а окна имеют другие пропорции.

 

а)

     

б)                                                                               в)

Рис. 3. Дом командиров Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, 1935 г. ул. Серышева, д. 3.

 а) вид с пересечения улиц Серышева и Калинина; б) вид с ул. Серышева; в) вид с ул. Калинина.

Фото автора

 

В этом пятиэтажном доме П-образной формы мечтали жить не только командиры, но и чиновники высокого ранга. На первом этаже размещались детский сад и магазин, а верхние четыре этажа оснащены жилыми трех-, четырех- и пятикомнатными квартирами. Планировки продуманы до мелочей и отличаются от привычных на то время принципов «коммунального» жилья ­­­– в каждой квартире предусмотрена комната для домработницы, удобная кухня со шкафом-холодильником, ванная, уборная, водопровод и мусоропровод, лифт. В цокольном этаже для каждой квартиры предусмотрено кладовое помещение.

Сравнительный анализ стилистических приемов.

Предлагается рассмотреть описанные выше объекты вместе и проанализировать, чем данные архитектурные образы отличаются, а в чем схожи (табл.2).

К примеру, разное расположение повлияло на планировочную структуру зданий: Дом Офицеров имеет два фасада – симметричный, расположенный вдоль улицы Шевченко, и блокированный, выходящий на Комсомольскую площадь; Управление НКВД – симметричный фасад, который протягивается вдоль параллельных улиц Волочаевская и Шеронова; жилой дом ОКДВА расположен на перекрестке, из-за чего архитектором было принято решение композиционный объем сместить боковую ось здания, на пересечение улиц Серышева и Калинина.

Рельеф также отразился на визуальном восприятии сооружений. Жилой дом ОКДВА расположен на вершине Военной горы (ул. Серышева), боковые фасады, хоть и расположены на улицах, имеющих уклон, не приобретают дополнительных цокольных этажей. Угловой объем хорошо просматривается на перекрестке улиц и виден издалека. Также ничего не мешает рассмотреть фасады Дома Офицеров, расположенного у широкой дороги и примыкающего к просторной Комсомольской площади. Управление НКВД, наоборот, удается изучить, лишь находясь напротив здания на противоположной стороне улицы.

 

Таблица 2

Сравнительный анализ объемно-пространственной композиции

Объемно-пространственная композиция

Жилой дом ОКДВА

Окружной дом
Офицеров

Управление НКВД

Положение
в пространстве

На пересечении улиц
 Серышева и Калинина

Вдоль улицы Шевченко у Комсомольской
площади

Вдоль параллельных улиц Волочаевская
и Шеронова.
По бокам от сооружения расположены другие
здания

Рельеф местности

Ул. Серышева находится на вершине «Военной горы», с которой идет спуск по ул. Калинина

Равнинная местность

Улицы Волочаевская
и Шеронова расположены на подъеме к улице
Муравьева-Амурского

Композиционное
решение

Фронтальная
композиция

Фронтальная
композиция

Глубинно-пространственная композиция. Фасад симметричен,
статичен

Композиционный центр

Размещен
на пересечении боковых осей здания

Главный фасад
симметричен, симметричное решение бокового фасада разрушает чрезмерно
декорированный верхний объем, расположенный по правой оси

Размещен
на центральной
оси здания

 

Стилистические приемы, используемые архитекторами, в основном схожи (табл. 3). Различия обусловлены функциональным назначением сооружений и смысловой нагрузкой зданий. Рассматриваемые объекты выполнены в стиле постконструктивизм (ар-деко).

 

Таблица 3

Сравнительный анализ оформления первоэлементов

Стилизация

 первоэлементов

Жилой дом ОКДВА

Окружной дом

Офицеров

Управление НКВД

Стены

Оштукатурены

Оштукатурены

Оштукатурены

Входная группа

Имеет несколько схожих по выразительности оформления входных групп. Высокий

прямоугольный входной портал, оформленный широким декоративным наличником

Входные группы утоплены в ниши и скрыты за колоннадой. Порталы главного входа декорированы пилястрами,
соединенными
архивольтом с замковым камнем

Входная группа, выделенная ризалитом, является акцентным решением данного проекта. Три входных портала выделяют четыре колонны высотой в четыре этажа. Стены входной группы украшены такими же высокими пилястрами

Окна

Используется несколько форм оконных проемов: прямоугольные

вертикальные; прямоугольные горизонтальные; арочные окна;

высокие арочные окна, выделяющие верхние

4 этажа

В основном окна одинаковые, прямоугольные, небольшие. На втором этаже над входной
 группой присутствуют квадратные окна

В основном окна одинаковые, прямоугольные, небольшие. По бокам от входной группы размещены два больших оконных проема высотой в три этажа и шириной, равной трем стандартным оконным проемам. Боковые ризалиты со стороны внутреннего двора подчеркивают высокие оконные проемы высотой в три этажа

 

Методы использования элементов оформления рассматриваемых зданий сильно отличаются друг от друга: хоть архитекторы и применяли рустовку в своих проектах, масштабы и виды рустовки различны – Дом Офицеров оформлен (но не полностью) крупномасштабной рустовкой, заметной при первом взгляде; жилой дом ОКДВА декорирован рустом лишь частично; у здания Управления НКВД рустом оформлены не только стены, но и колонны. Колонны и пилястры также используются по-разному.

Сооружения практически не имеют своих уникальных декоративных элементов, за исключением архивольта у здания Дома Офицеров и особым решением балюстрады у жилого дома ОКДВА – лоджии оформлены декоративными квадратными модулями.

 

Таблица 4

Сравнительный анализ используемых стилистических приемов

Детали

Жилой дом ОКДВА

Окружной дом Офицеров

Управление НКВД

Рустовка

Прямоугольная, гладкая, применяется для декора нижних двух этажей; отдельно взятые объемы декорированы рустовкой на всю высоту здания

Прямоугольная, гладкая, применяется для декорирования углов выступающих объемов главного фасада. Стены бокового фасада декорированы рустовкой почти полностью

Вся площадь фасада, кроме первого этажа, декорирована греческой сколотой рустовкой. Рустовка первого этажа прямоугольная и более крупная.

Колонны, пилястры

Не имеет ярко выраженной колоннады. На главном фасаде по ул. Серышева выделены два объема, где расположены колонны, квадратные в сечении, на всю высоту здания, но на уровне каждого этажа протяженность опоры прерывает межэтажное перекрытие, за счет чего образуются лоджии.

Используется колоннада из круглых в сечении колонн для оформления входных групп главного и бокового фасадов. Пилястры применяются для оформления ниш входных групп и верхнего объема бокового фасада.

Квадратные колонны с прямоугольной рустовкой украшают главный вход. Пилястры с каннелюрами поддерживают решение входной группы и украшают боковые ризалиты.

Арки

Присутствуют. Выделяют лоджии четвертого этажа.

Архивольт с замковым камнем над окнами входной группы.

Отсутствуют.

Карнизы

Выступающий карниз, декорированный кессонами и поддержанный декорированным фризом.

Ярко выраженный карниз с декорированным фризом завершает верхний объем бокового фасада. Главный фасад завершен широким антаблементом без декора.

Выступающий массивный карниз с сухариками, но без фриза. Центральный ризалит завершает также массивный карниз, но его поддерживает множество небольших консолей, расположенных на близком друг от друга расстоянии

 

 

Градостроители, возведя данные объекты, закрыли сразу три запроса города – культурный, жилой и управленческий (административный). Эти здания спроектированы разными архитекторами и расположены отдаленно друг от друга, но они объединены временем постройки и стилистическими приемами.

Рассматриваемые сооружения стали значимыми архитектурными элементами Хабаровска, повлияв на дальнейшее развитие, как и облика города, так и его планировочной структуры.

Выводы

Военная архитектура Дальнего Востока заслуживает особого внимания историков архитектуры – дальневосточные земли изучались, осваивались и защищались военными офицерами. Участники экспедиций и их семьи заселяли эти земли, возводили первые сооружения – оборонительные, жилые, административные и т.д. Их действия стали катализатором не только к вопросу о присоединении земель к территориям Российской Империи, но и к формированию населенных пунктов, их развитию и преображению.

В рамках данного исследования сделаны следующие выводы:

  1. Описаны проекты военных зодчих и инженеров одних из самых узнаваемых объектов (в том числе сооружений гражданской архитектуры) исторической части города.
  2. Проведен сравнительный анализ объемно-пространственной композиции, оформления первоэлементов и использованных стилистических приемов одних из самых узнаваемых объектов военного и силового ведомства в центральной части города Хабаровска.
  3. Выделены основные принципы и приемы формирования облика ведомственной архитектуры в 1930-е годы в городе Хабаровск.
Список литературы

1. Основан город Петропавловск-Камчатский, Президенткая библиотека, [Электронный ресурс]. – URL: https://www.prlib.ru/history/619636 (дата обращения: 06.03.2024)

2. Кузнецов А.М. 150 лет Уссурийску // Известия Восточного института. 2016. №3(31). С. 4– 24.

3. Историческая справка, Хабаровск, [Электронный ресурс]. – URL: https://khv27.ru/administration/structural-units/komitet-administratsii-goroda-khabarovska-po-upravleniyu-tsentralnym-rayonom/obshchaya-informatsiya/ (дата обращения: 06.03.2024)

4. Мамешин Е.Д. Наш город: заметки архитектора. – Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1958. 52 с.

5. Иванова А.П., Чанади Г., Стельмакова Т.О. Казармы и крепости. Сравнительный обзор военной архитектуры Венгрии и русского Дальнего Востока // Архитектон: известия вузов. 2023. №4(84). С. 1–12. DOI:https://doi.org/10.47055/19904126_2023_4(84)_11

6. Перечень объектов культурного наследия Хабаровского края, Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры, [Электронный ресурс]. – URL: https://perechen.nasledie27.ru/monument (дата обращения: 06.03.2024)

7. Хазанова В.Э. Архитектура СССР 1930-х годов. Люди и судьбы. XX век. Книга очерков. М.: Едиториал УРСС, 2005. 252 с.

8. Крадин Н.П. Дом генерал-губернатора. Хабаровская недвижимость. 1996. №23 (64). С. 2–3

9. Крадин Н.П., Базилевич М Е. Архитекторы и инженеры Дальнего Востока. Хабаровск : Издательство ТОГУ, 2019. 236 с.

10. Крадин Н.П. Охраняются государством: Памятники архитектуры и скульптуры общерос. значения в Хабаровске. Хабаровск : Част. коллекция, 1999. 192 с.

11. Иванова А.П. От «говорящей архитектуры» к монументальной пропаганде: символические пласты петербурга и будапешта (конец XIX – середина XX века) // Архитектон: известия вузов. 2022. №4(80). С. 1–16. DOI:https://doi.org/10.47055/1990-4126-2022-4(80)-17

12. Базилевич М.Е. Творческая деятельность архитектора в. Г. Мооро на Дальнем Востоке (конец XIX – начало XX в.) // Архитектон: известия вузов. 2016. №1(53). С. 1–6

13. Иванова А.П., Путилов И.Д. Архитектура казарм Дальнего Востока начала ХХ века // Архитектон: известия вузов. 2022. №2(78). С. 1–9. DOI:https://doi.org/10.47055/1990-4126-2022-2(78)-15

14. Савина Д.С. Особенности функционально-пространственного развития советского неоклассицизма в Воронеже в период 1930 -1950 годов // Научные высказывания. 2023. №9 (33). С. 10–16.

15. Климанов С.Г. Роль военных архитекторов в обустройстве войск // Актуальные проблемы военно-научных исследований. 2021. №2 (14). С. 219–228.

16. Чугунов Е.В. Военные городки как основа формирования военно-стратегической функции городов Западной Сибири (Омска и НовоНиколаевска) в начале ХХ века // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2021. Т. 23. № 3. С. 71–80. DOI:https://doi.org/10.31675/1607-1859-2021-23-3-71-80

17. Victor L., Zatsepine V. Harbin to Hanoi: The Colonial Built Environment in Asia, 1840 to 1940. Hong Kong: University Press, 2013. 304 p.

18. Denison E., Ren G. Ultra-Modernism: Architecture and Modernity in Manchuria. Hong Kong: University Press, 2016. 148 p.

19. Oskanian K. Russian Exceptionalism between East and West: The Ambiguous Empire. Palgrave Macmillan, 2021. 285 p.

20. Schorkowitz D., Chavez J.R., Schroder I.W. Shifting Forms of Continental Colonialism Unfinished: Struggles and Tensions. Palgrave Macmillan, 2019. 430 p.

21. Cavanagh E., Veracini L. The Routledge Handbook of the History of Settler Colonialism. Routledge, 2017. 486 p.

22. Veracini L. The World Turned Inside Out: Settler Colonialism as a Political Idea. Verso, 2021. 320 p.

23. Bailey C.M.S. Comparative Colonialism: Russia in the North Pacific and Central Asia Bailey // Journal of Inquiry and Research. 2020. Vol. 112. Pp. 109–123.


Войти или Создать
* Забыли пароль?