Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова (Преподаватель)
Россия
В статье рассматривается коммуникативный аспект подготовки будущих медицинских специалистов к профессиональной деятельности в условиях межкультурного взаимодействия. Международное сотрудничество в области медицины, возросшее в связи с социальной и политической значимостью здравоохранения повышает требования к профессиональной языковой подготовке студентов-медиков, к их навыкам профессиональной коммуникации на иностранном языке. Участие медицинских специалистов в программах «Врачи без границ» и Международный комитет Красного Креста требует от будущих врачей не только должной языковой подготовки, но и навыков эффективной коммуникации в профессиональной среде. Предполагается, что формирование профессиональной идентичности студентов медицинского вуза может быть эффективно реализовано, если оно будет ориентировано на коммуникативный аспект профессиональной языковой подготовки. Цель исследования — определить роль коммуникативного аспекта языковой подготовки студентов медицинского вуза в процессе формирования их профессиональной идентичности. Исследование базируется на профессиологическом и лингвокультурном методологических подходах. Показана значимая роль коммуникативного аспекта в процессе языковой подготовки в формировании профессиональной идентичности студентов медицинского вуза. Определены и охарактеризованы важнейшие направления профессионально ориентированной языковой подготовки — обучение профессиональному общению, точности и ясности в употреблении медицинской терминологии, проведению консультаций с пациентами, оформлению медицинской документации и ознакомление будущих врачей с научными исследованиями на иностранном языке. Выявлены особенности профессионального общения в медицинской сфере в условиях межкультурного взаимодействия. Доказано, что профессиональная языковая подготовка, ориентированная на изучение узкой медицинской терминологии, культурных аспектов, примеров медицинской документации, а также участие студентов-медиков в научно-исследовательской деятельности способствуют развитию коммуникативных навыков будущих врачей в процессе формирования их профессиональной идентичности. Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с исследованием влияния цифровой образовательной среды вуза на процесс формирования профессиональной идентичности студентов-медиков в процессе языковой подготовки
профессиональная идентичность, языковая подготовка, коммуникативный аспект, профессиональное общение, межкультурное взаимодействие, научно-исследовательская деятельность, студенты медицинского вуза
1. Балакирева Э.В. Ценности и смыслы профессиологического подхода к современному образованию [Текст] / Э.В. Балакирева // Человек и образование. - 2018. № 1. - С. 27-32.
2. Воевода Е.В. Подготовка современных специалистовмеждународников: осмысление новой парадигмы [Текст] / Е.В. Воевода // Вестник МГИМО Университета. - 2014. № 1. - С. 296-301.
3. Воевода Е.В. Цифровой разрыв в свете уроков пандемии: технологический и дидактический аспекты профессиональной языковой подготовки [Текст] / Е.В. Воевода // Языковой дискурс в социальной практике материалы Международной научно-практической конференции, Тверь, 15 апреля 2022 года. - Тверь: Тверской государственный университет, 2022. - С. 81-85.
4. Вызулина К.С. Профессиональная идентичность студентов на первом этапе учебнопрофессиональной деятельности [Текст] / К.С. Вызулина // International Journal of Medicine and Psychology. - 2023. - Т. 6. - № 6. - С. 136-141.
5. Гончарова Л.М. Речевые стратегии и тактики в педагогическом дискурсе [Текст] / Л.М. Гончарова, Н.В. Ковшова // Язык. Культура. Коммуникация: изучение и обучение: Сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции, Орел, 20-21 октября 2022 года. Орел: Изд-во Картуш, 2022. - С. 181-187.
6. Гончарова Л.М. Речевая агрессия в различных типах дискурса [Текст] / Л.М. Гончарова // Гуманитарные технологии в современном мире : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Калининград, 17-19 мая 2018 года. - Калининград: Западный филиал РАНХиГС, 2018. - С. 49-51.
7. Илюшина А.В. Коммуникативный подход к формированию межкультурной компетенции студентов вуза в процессе обучения иностранному языку [Текст] / А.В. Илюшина // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2018. - Т. 7. - № 4. - С. 84-88. DOI:https://doi.org/10.12737/article_5b602e0a9cc7a4.31217999
8. Илюшина А.В. Формирование профессиональной идентичности на занятиях по иностранному языку: опрос студентов медицинского вуза [Текст] / А.В. Илюшина // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2021. - Т. 9. - № 3. - С. 239-248. - DOI: 10.23888/ humJ20213239-248
9. Карпов В.В. Формирование профессиональной идентичности студентов-международников [Текст] / В.В. Карпов // Современное педагогическое образование. - 2019. № 7. - С. 16-19.
10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - С. 54.
11. Костикова Л.П. Межкультурная коммуникация в поликультурной образовательной среде вуза [Текст] / Л.П. Костикова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2020. - Т. 9. - № 2. - С. 17-22. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2020-17-22
12. Костикова Л.П. Формирование профессиональной идентичности будущих специалистов в цифровой образовательной среде вуза [Текст] / Л.П. Костикова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2021. - Т. 10. - № 6. - С. 62-66. - DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2021-10-6-62-66
13. Лингвокультурные ценности в полиэтничном обществе: коллективная монография [Текст] / А.Е. Агманова, Е.И. Алещенко, И.Г. Аникеева [и др.]; ответст. ред.: В.И. Карасик, Е.А. Журавлева. - Волгоград: Парадигма, 2015. - 390 с.
14. Налиткина О.В. Основы профессиональной идентичности как результат высшего профессионального образования [Текст] / О.В. Налиткина // Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения-2022: сборник научных трудов по материалам IХ Международной научно-практической конференции, приуроченной к празднованию 300-летия Российской академии наук, Гатчина, 27-28 мая 2022 года. Т. 1. - Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2022. - С. 382-385.
15. Нор-Аревян О.А. Факторы формирования профессиональной идентичности [Текст] / О.А. Нор-Аревян, А.М. Шаповалова // Гуманитарий Юга России. - 2016. - Т. 21. № 5. - С. 102-113.
16. Пряхина А.В. Формирование общекультурных компетенций у обучающихся в образовательном процессе [Текст] / А.В. Пряхина, И.Ю. Савельева, Е.И. Камалитдинова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2022. - Т. 11. - № 2. - С. 66-71. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2022-11-2-66-71
17. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация [Текст] / Д. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
18. Семенова О.Л. Формирование исследовательской компетентности врача как актуальная задача медицинского вуза [Текст] / О.Л. Семенова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2017. - № 1. С. 143-148. - DOI:https://doi.org/10.23951/1609-624X-2017-1-143-148
19. Тер-Минасова С.Г. Культура диалога как путь к диалогу культур. Педагогический аспект [Текст] / С.Г. Тер-Минасова // Язык, литература и культура как грани межкультурного общения : сборник научных трудов, Чехия, Австрия, Германия, 04-11 июня 2017 года / Под ред. О.Д. Вишняковой. - Чехия, Австрия, Германия: TERIS, Градиент, 2017. - С. 35-47.
20. Научная деятельность студентов-медиков как фактор их личностнопрофессионального развития [Текст] / Н.В. Аксютина, Е.Ю. Пелипецкая, И.В. Ганюшина [и др.] // Сознание. - 2021. - Т. 23. - № 12. - С. 5-21. - DOI: 10.26787/ nydha-2686-6846-2021-23-12-5-21
21. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: Московский психолого-социальный университет, 2007. - 128 с.
22. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: Московский психолого-социальный университет, 2004. - 599 с.
23. Dahl BM, Clancy A. Meanings of knowledge and identity in public health nursing in a time of transition: interpretations of public health nurses' narratives. Scand J Caring Sci. 2015 Dec; 29(4): 679-687. DOI:https://doi.org/10.1111/scs.12196. Epub 2015 Feb 24. PMID: 25708064.
24. Professional Identity in the Caring Professions: Meaning, Measurement and Mastery. Edited by Roger Ellis, Elaine Hogard. London: Routledge, Taylor & Francis, 2021. 416 p
25. Forouzadeh M, Kiani M, Bazmi S. Professionalism and its role in the formation of medical professional identity. Med J Islam Repub Iran 2018; 32 (1): 765-768
26. Chandran L., Iuli R.J., Strano-Paul L. et al. Developing “a Way of Being”: Deliberate Approaches to Professional Identity Formation in Medical Education. Acad Psychiatry 43, 521-527 (2019). URL: https://doi.org/10.1007/s40596-019-01048-4