В статье предложен состав показателей для оценки уровня развития человеческого капитала региона. Определены результаты кластерного анализа регионов Центрального федерального округа по уровню развития человеческого капитала. Выявлены ключевые направления развития человеческого капитала в кластерах регионов Центрального федерального округа.
человеческий капитал, показатели уровня развития человеческого капитала, Центральный федеральный округ, кластерный анализ.
Анализ литературных источников по проблеме человеческого капитала показал, что главная особенность человеческого капитала заключается во взаимодействии с физическим капиталом в производственном процессе. Физический и человеческий капитал выступают как главные факторы достижения конкурентных преимуществ и экономического роста региона. Многие отечественные и зарубежные ученые приходят к выводу, что инвестиции в человеческий капитал являются одним из важных условий развития как отдельных регионов, так и государства в целом [1–6, 10, 11].
В настоящее время наибольший интерес представляет изучение именно проблемы человеческого капитала. В частности, особая роль отводится знаниям, и прежде всего знаниям научным, рассматриваемым как источник развития материального и нематериального производства, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивое экономическое развитие регионов страны.
В ряде опубликованных работ было проведено исследование, отражающее влияние различных факторов производства на производительность труда в регионах [7, 8]. Согласно полученным экономическим моделям, установлено, что повышение уровня образования занятого населения является основным условием производительности труда и роста ВВП в стране [7]. Следует отметить, что в данных моделях человеческий капитал измерялся показателем, характеризующим уровень образования [7].
1. Becker Gary, S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. 3rd Edition. University Of Chicago Press, 1994.
2. Checchi, D. The Economics of Education: Human Capital, Family Background. Cambridge University Press, 2008.
3. Economics of Education. Edited by Dominic J. Brewer and Patrick J. McEwan. Elsevier, 2010.
4. Guisan, M.-C. Wages, productivity and human capital in the European Union: econometric models and comparison with the USA 1985-2005 // Applied Econometrics and International Development. Vol. 7-1. 2007. URL: http://www.usc.es/~economet/reviews/aeid714.pdf
5. Sheehan, John. The Economics of Education. Routledge Chapman & Hall, 2012.
6. Капелюшников Р.И. Сколько стоит человеческий капитал России? [Текст]: препринт P3/2012/06 / Р.И. Капелюшников. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.
7. Комарова А.С. Человеческий капитал и производительность труда в современной России [Текст] / А.С. Комарова // Экономика. - 2013. - № 3. - C. 19-23. - DOI:https://doi.org/10.12737/688.
8. Комарова А.С. Роль человеческого капитала в повышении производительности труда в России [Текст] // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - Вып. 5. - Ч. 1. - 2013. - С. 160-165.
9. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала [Текст]: учебное пособие / А.В. Корицкий. - Новосибирск, 2000.
10. Корицкий А.В. Человеческий капитал, как фактор экономического развития регионов России [Текст] / А.В. Корицкий. - Саарбрюккен: Lambert Academic Publisching, 2011.
11. Майбуров И. Эффективность инвестирования и человеческий капитал в США и России [Текст] / И. Майбуров // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 4.
12. Эконометрика [Текст] / И.И. Елисеева, С.В. Курышева, Т.В. Костеева и др. - М.: Финансы и статистика, 2003.